Исследователи из США ищут средства «подстегивать» операторов беспилотных аппаратов и не давать им засыпать от скуки прямо на рабочем месте.
Чтобы летчик не скучал: Чем развлечь оператора
Типичное рабочее место оператора БПЛА: война лишь виртуальна

На первый взгляд, оператор БПЛА — просто работа мечты. Это как играть в видеоигры — и получать за это деньги: оператор БПЛА сидит в комфортном кресле перед рядом мониторов и при необходимости вмешивается джойстиком. Он дает сигнал атаковать, узнав силуэт врага.

Но в целом занятие оператора БПЛА достаточно скучное. Часами, днями ничего не происходит, ведь основные полетные задачи дрон выполняет самостоятельно. Остается сидеть, поглядывая на смутную картинку с бортовых видеокамер, ждать и — скучать. Нередко между моментами, когда операторам приходится хоть что-нибудь предпринимать, проходит часов 12.

«Вы можете «припарковать» аппарат над домом и долго ждать, наблюдая, пока цель войдет или выйдет. Тут и начинается настоящая скука, — рассказывает профессор Мэри Каммингс (Mary Cummings), — Это превращается в очень серьезную проблему для любой системы, в которой человек нужен для присмотра за техникой». По ее словам, нагоняющая тоску и скуку рабочая обстановка приводит к серьезному снижению производительности и задержкам в те критические моменты, когда человеку все-таки приходится вмешиваться в происходящее.

Специальное исследование, проведенное профессором Каммингс со своей командой, показало, что достаточно лишь слегка время от времени «тревожить» оператора, чтобы рассеять состояние скуки и повысить эффективность его работы. Лучше всего в экспериментах показал себя оператор, сумевший постоянно удерживать концентрацию внимания. Однако и те, кто оставались почти все время в расслабленном состоянии, лишь иногда «тревожимые» учеными, отстали от максимальных результатов совсем ненамного.

Задачей испытуемых — опытных летчиков — была работа с симулятором пункта управления БПЛА сменами по 4 часа. Им необходимо было следить за полетом четырех аппаратов параллельно и выполнять несложное задание: по мере того, как беспилотник обследует определенный участок территории, согласно определенным инструкциям помечать встреченные им объекты, как «дружественные» или «враждебные». По враждебным затем надо было открыть огонь, уничтожив цель и заработав очки.

На самом деле, при работе с симулятором внимание человека требовалось лишь в течение 5% рабочего времени, хотя испытуемые сами себя нагружали и в среднем следили за ситуацией по 11% времени. Уже это, по мнению ученых, служит индикатором того, что мозг без нашего осознания стремится чем-нибудь себя занять.

Работа каждого участника фиксировалась с помощью видеозаписи, которая позволила с точностью восстановить весь ее ход: в какие моменты человек активно работал с данными беспилотника, когда внимательно следил за полетом, сколько времени рассеянно скучал. Человеком, показавшим максимальную результативность, оказалась одна женщина, способная удивительно долго удерживать внимание даже в условиях такой нечеловеческой скуки: «Такого человека я бы клонировала для выполнения скучной работы», — говорит профессор Каммингс.

Клонировать людей пока невозможно, так что большинство испытуемых оказались обычными людьми, не обладающими столь феноменальной устойчивостью к скуке. Однако и среди них лучшие ненамного отстали от этого результата. Эта группа примерно 30% времени тратила на те или иные отвлекающие, развеивающие скуку занятия: читали, отходили принести перекусить, общались по мобильному.

Разумеется, выявилась и разница, связанная с различными психическими характеристиками людей. Протестировав подопытных, ученые оценили такие характеристики их личностей, как экстравертированность, добросовестность, покладистость, нейротизм и открытость новому опыту. Лучше прочих показали себя люди с максимальными баллами по «добросовестности», хотя в реальных условиях их преимущества могут оказаться обманчивыми — такие люди слишком долго колеблются, когда требуется открыть огонь.

По сообщению MIT News