Что такое MVP и зачем он нужен: рассказываем о тонкостях создания цифрового продукта

Minimal Viable Product или MVP — это готовый к использованию продукт с ограниченным функционалом, который выпускают на рынок для тестирования идеи. Самое распространенное применение концепции MVP встречается в стартапах.
Что такое MVP и зачем он нужен: рассказываем о тонкостях создания цифрового продукта

Команда ставит перед собой задачу — запустить новое цифровое решение. Для этого она анализирует рынок, существующих конкурентов, целевую аудиторию. Учитывая собранную информацию, команда создает MVP и дает пользователям попробовать продукт. После фидбэка целевой аудитории проводит анализ и улучшает функционал.

С помощью MVP проще убедить инвесторов в состоятельности идеи. Стартаперы приходят не просто с красивой презентацией и верой в светлое будущее своего предложения. Они приходят с продуктом, который прошёл проверку пользователями и имеет осязаемый результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Применение MVP

Как мы писали выше, первый и самый используемый вариант — проверить свою стартап-идею. Но продукт с ограниченным набором функций используют не только в подобных случаях. MVP может быть выгоден и для уже существующего бизнеса.

Например, ритейлер желает запустить онлайн-магазин — серьёзный шаг, который теоретически способен увеличить обороты и прибыль. Однако прежде чем запускать полномасштабный проект и вкладывать в него большой бюджет, можно протестировать идею с помощью MVP.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важность MVP

Безжалостная статистика показывает, что только один из десяти стартапов добивается успеха. Судьба остальных девяти — крах и забвение. Причины неудачи могут быть разными: неэффективность команды, отсутствие спроса на рынке, недоработки самого продукта. Этот список можно продолжать почти до бесконечности.

С помощью MVP вполне реально уменьшить риски или хотя бы минимизировать возможные потери. Уже на начальных этапах можно определить, будет ли продукт пользоваться спросом у пользователей. И на основе полученной информации решать его дальнейшую судьбу.

Разработчик данной концепции Эрик Райс называл MVP «версией продукта, с помощью которой можно собрать максимум данных о клиентах, приложив при этом наименьшие усилия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виды MVP

Для чего нужен MVP в целом понятно, теперь осталось определить, какие они бывают. Выделяют несколько видов MVP.

Один параметр

Это наиболее популярный вид MVP. Он предполагает вывод на рынок продукта для проверки какого-то одного параметра.

Алгоритм его запуска прост: команда разрабатывает продукт с одной конкретной опцией, выходит с ним на рынок, тестирует на целевой аудитории и получает необходимую обратную связь. После этого делается вывод, стоит ли продолжать дальнейшие разработки или их следует свернуть.

Примером MVP подобного вида может служить стартап, запущенный 15 лет назад Даниэлем Эком и Мартином Лорентсоном. Их небольшой сервис выполнял одну функцию — передавал медиафайлы. Сегодня это всем известный музыкальный гигант — онлайн-сервис Spotify.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разрозненный метод

Такой метод MVP применяется, если команда разработчиков желает выйти на рынок без создания сложного и дорогого продукта. В этом случае уже готовые решения соединяются в работающую систему и предлагаются пользователям. После этого основатели стартапа собирают обратную связь от аудитории и принимают решение о дальнейшей судьбе проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, для проверки идеи можно создать простой лендинг на Tilda, контакты собирать в Google-таблице, а email-рассылку делать через отдельные сервисы. При помощи существующих решений получится выяснить, есть ли спрос у аудитории, не прибегая к дорогостоящей уникальной разработке.

«Консьерж»

Этот подход подразумевает проверку жизнеспособности продукта «в ручном режиме». При таком подходе создатели стартапа берут «функции» будущего решения на себя. Самостоятельно общаются с клиентами, вносят их в базу, обзванивают персонал, покупают билеты, заказывают продукцию.

Примером использования данного метода стала история Чака Темплтона, который в 90-е годы основал успешный онлайн-сервис по заказу столиков в ресторанах и бронированию билетов. Проект начался с безуспешных попыток супруги Темплтона заказать столик в хорошем ресторане по телефону. Она звонила по разным заведениям в течение нескольких часов, что вдохновило Темплтона на интересный эксперимент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он сам начал бронировать столики в ресторанах для других людей. Отвечал на звонки, советовал заведения, резервировал столики. Бизнесмен не стал вкладывать средства в проект сразу, а предварительно проверил его жизнеспособность. Также он познакомился со своей целевой аудиторией, оценил её платежеспособность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

MVP Флинстоуна

Метод очень похож на предыдущий, но имеет одно важное отличие — функционал продукта полностью имитируется. Пользователям предлагается качественная иллюзия, но они даже не догадываются об этом. Этот метод позволяет без особых вложений проверить жизнеспособность продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории. Затем информация обрабатывается и делаются выводы относительно будущих разработок.

Примером использования данного метода может служить история Ника Свинмерна, который основал успешный интернет-магазин по торговле одеждой и обувью бренда Zappos. Первоначально он создал небольшой сайт с фотографиями обуви. Когда начали поступать заказы, он отправлялся в магазин, покупал нужную обувь и отсылал её клиентам. Так он успешно проверил идею создания магазина, получил отзывы от пользователей, выстроил схему работы. Со временем его компания превратилась в успешный бизнес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибки в применении MVP-концепции

Мы рассказали, каковы особенности и возможности у MVP-подхода. Теперь поговорим об ошибках, которые чаще всего встречаются во время практики этой концепции.

Ненужный перфекционизм

Желание сделать продукт сразу идеальным — ошибочная тактика, которая приводит к ненужному расходу средств и потере времени. Важно помнить, что главная задача — проверка жизнеспособности гипотезы при минимальных вложениях. Доработка продукта до идеального состояния будет позже, если, конечно, она понадобится.

Чтобы проверить продукт, достаточно небольшого прототипа с одной-двумя рабочими функциями. Если идея полезна для аудитории, она закроет глаза на простой внешний вид.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неработающий продукт

Простой продукт не значит сырой. Концепция MVP предлагает выпустить на рынок простое, но работающее цифровое решение. В противном случае о положительной обратной связи от аудитории можно забыть. Подобную ошибку нередко называют обратной стороной ненужного перфекционизма.

Отсутствие связи с клиентами

Фидбэк — двигатель развития продукта. Поэтому обратная связь с аудиторией — это основной фактор успешности любого MVP-проекта. Нередко команда так увлекается созданием продукта, что забывает об этом. В итоге они получают готовый продукт, который никому не нужен.

Чтобы не совершить подобный промах, еще на начальных стадиях нужно позаботиться о метриках проекта, по которым будете отслеживать лояльность пользователей. Это может быть рост трафика, число скачиваний приложения, заполнение формы обратной связи или процент оттока пользователей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пустые обещания

Если вы дали обещание клиентам, его нужно выполнить. Иначе вместо «подогретого» интереса можно получить негативную реакцию от своей аудитории. Обычно такие вещи делаются из лучших побуждений — основатели стартапа переоценивают силы и верят в возможность создания «суперпродукта». Всегда хочется порадовать публику крутыми планами, а если обещания так и остались обещаниями, итогом подобных высказываний становится разочарование клиентов. Поэтому делитесь перспективами на «холодную голову» и обещайте только то, что сможете выполнить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заключение

Осталось резюмировать вышесказанное и акцентировать внимание на самом важном.

  • MVP-концепция позволяет получить быструю обратную связь от пользователей.
  • Чтобы стартап был успешным, нужно создать продукт, ценный для потребителя.
  • Определите наиболее важные функции MVP и уделите им особое внимание.
  • Собирайте обратную связь от пользователей и реагируйте на нее.
  • Избегайте невыполнимых обещаний и останавливайте своего внутреннего перфекциониста.

Материал подготовлен компанией INOSTUDIO