Проект миссии HAIV подразумевает использование сверхскоростного ударного зонда и подповерхностного ядерного взрыва для достаточной фрагментации и рассеяния обломков потенциально опасных астероидов.
Двойной удар: Астероиду под кожу
Проект миссии HAIV подразумевает использование сверхскоростного ударного зонда и подповерхностного ядерного взрыва для достаточной фрагментации и рассеяния обломков потенциально опасных астероидов

Первая фаза разработки проекта «Гиперскоростного аппарата для перехвата астероидов» (Hypervelocity Asteroid Intercept Vehicle, HAIV) ведется по заказу NASA совместно учеными Университета Айовы (ISU) и Исследовательского центра по отклонению астероидов (ADRC). А не так давно руководитель ADRC профессор Бонг Ви (Bong Wie) получил 100-тысячный грант на вторую фазу работы. Проект ученых стал одним из тридцати предложений, получающих финансирование по программе.

Предполагается, что система HAIV будет состоять из пары космических аппаратов, которые последуют к цели один за другим. Первый станет ударным зондом, кинетическая энергия удара которого создаст на поверхности астероида достаточный кратер, а второй нанесет ему смертельный удар за счет взрыва ядерного заряда. Такая последовательность позволяет использовать более слабый заряд: ученые рассчитали, что атомный взрыв мощностью всего 300 кт в тротиловом эквиваленте, если провести его на глубине 3 м, по эффективности разрушающего воздействия на астероид будет аналогичен поверхностному взрыву мощностью 6 Мт.

Однако скорость столкновения обоих зондов относительно астероида должна быть достаточно внушительной, от 10 до 30 км/с. Таких скоростей существующие ракеты-носители развить не позволяют, да и для второго (ядерного) аппарата существующие технические решения этого не допускают: при столкновении со скоростью более 300 м/с сильно возрастает вероятность повреждения сложных и точных механизмов ядерной боеголовки. Иначе говоря, прежде чем всерьез рассмотреть возможности миссии HAIV, придется существенно усовершенствовать совсем немалое количество систем.

По сообщению Space Safety Magazine