Конкурс студенческих проектов «Смелые идеи с Siemens PLM Software», организованный Siemens PLM Software впервые в России, показал, что в российских вузах готовят высококлассных инженеров.

Вышедшие в финал проекты и в особенности проекты-победители действительно впечатляют своей зрелостью, сложностью, оригинальностью и одновременно практичностью идей и при этом красотой и изяществом исполнения. Завоевавшую третье место работу Алексея Рогового, студента 4 курса Чувашского Государственного Университета имени И.Н. Ульянова, вполне можно порекомендовать взять на вооружение производителям игрушек — нет сомнения, что у игрушки-трансформера, превращающей мощный самосвал «БелАЗ» в грозного робота, отбоя не будет от покупателей. У каждого в детстве были подобные игрушки и они всем хорошо знакомы. Впервые их стали производить в начале 80-х гг. в Японии и США. Когда они стали весьма популярны, началась работа над созданием мультсериала и комиксов. Впоследствии «Трансформеры» стали культовым явлением масс-культуры конца XX века. А не так давно была запущена серия фильмов о Трансформерах, которая сделала их популярными в наши дни. Алексей рассказал, что идея проекта возникла у него на третьем курсе, когда студентам было дано задание по фотографии игрушки-трансформера создать трехмерную сборку и обеспечить ее работоспособность. «Мне достался самосвал, похожий на «БелАЗ», конструкция которого оказалась простой и малоинтересной, и потому мне захотелось создать своего робота-трансформера», — пояснил Алексей Роговой.

Взяв за основу несколько моделей марки «БелАЗ», автор старался в дизайне игрушки показать собирательный образ этой сверхмощной машины, габариты которой сравнимы с размерами трехэтажного дома, а грузоподъемность составляет несколько сотен тонн. Помимо этого в проекте решался еще ряд непростых конструкторских задач — необходимо было реализовать трансформацию игрушки исключительно за счет перемещения подвижных деталей без их отделения от общей конструкции, замаскировать элементы робота под составные части машины, обеспечить беспрепятственное перемещение подвижных деталей, исключив их столкновения и пересечения, при этом одновременно ограничить подвижность отдельных деталей, обеспечить общую жесткость всей конструкции, чтобы избежать нежелательного перемещения отдельных узлов под действием силы тяжести или случайного давления, и реализовать надежные соединения и запас прочности в местах крепления.

Со всеми этими задачами Алексей, судя по результату, блистательно справился, используя в своем проекте CAD-систему Solid Edge. Ее он изучал в процессе обучения, но подготовка к конкурсу, по признанию Алексея, позволила ему серьезно углубить свои знания. Это очень помогает молодому инженеру, который уже работает в «Инженерном центре» в Чебоксарах, где Solid Edge применяется для инновационных разработок. За третье место в конкурсе Алексею Роговому был вручен 3D-манипулятор производства фирмы 3Dconnexion.