Автоматизированная система ползет по дороге не быстрее черепахи — при этом сама обнаруживая и заделывая трещины и выбоины в асфальте.

Трещина, заделанная при помощи новой машины
Прототип проходит испытания

Профилактика всегда лучше лечения — это правило касается не только болезней, но и такой области, как дорожное строительство. Вовремя заделанные трещины и небольшие выбоины в асфальте сохранят дорожное полотно, надолго отсрочивая необходимость его полноценного ремонта или замены.

К сожалению, такие работы сегодня не всегда рациональны: они требуют массы времени и ресурсов — разве что строители возьмут на вооружение разрабатываемую в США систему, которая, не спеша двигаясь по трассе, автоматически находит и заделывает небольшие разрушения на ней, ставя несложные «заплатки».

Для контроля работы аппарата достаточно одного человека, причем никакой специальной квалификации ему не требуется: его задача — просто вести машину вперед по трассе на скорости до 4,8 км/ч. Остальное — дело техники.

Для этой цели аппарат оснащается стереоскопической системой камер, с помощью которой компьютер распознает и локализует разрушения дорожного полотна. Такая «дорожная карта» обновляется по мере движения каждые 100 мс и позволяет обнаружить даже трещины шириной всего 3 мм. Как только цель выявлена, подается команда на систему ремонта, которая действует на манер струйного принтера: массив из 12-ти сопел точно и экономно наносит жидкость на нужный участок, и та быстро застывает. Все происходит без остановки движения, на ходу, пускай и не слишком быстром.

На настоящее время эффективность распознавания трещин достигает 83%, но это явно не предел. Вообще, пока что инженеры находятся лишь на первых этапах работы, хотя уже имеют действующий прототип, который проходит испытания. «Наш прототип, по всем расчетам, показывает, что автоматическая система ремонта дорог будет не только возможна, но и востребована, — говорит один из авторов проекта Джонатан Холмс (Jonathan Holmes), — Мы продемонстрировали возможность решения специфических технических проблем — таких, как быстрое срабатывание сопел, автоматическое распознавание трещин — в режиме реального времени».

Авторы планируют, что в итоге система будет иметь модульную структуру и позволять ремонтировать как одну полосу за один проход, так и, соединив несколько таких машин в единую систему, сразу несколько. А в еще более отдаленном будущем на ее основе могут быть созданы машины, способные так же, практически без помощи человека, проводить и куда более сложные ремонтные работы с большими ямами и выбоинами, требующие уже многослойных «заплат».

По пресс-релизу Georgia Institute of Technology