Скандинавский подход к космическому туризму: дешево, но рискованно. Одноместная капсула Tycho Brahe проходит испытания.

За происходящим пассажир Tycho Brahe может наблюдать сквозь прозрачный колпак
Запуск капсулы в ходе испытаний 2011 года
Tycho Brahe устанавливается на мобильной плавучей платформе, доставляется на ней к месту запуска и стартует с нее
За полетом капсулы следят с помощью мобильного радиолокационного комплекса

Задумав сделать суборбитальные полеты дешевыми и доступными каждому, шведская компания Сopenhagen Suborbitals идет до конца, разрабатывая тесную одноместную капсулу Tycho Brahe.

Финансировать команду высококлассных инженеров и конструкторов под руководством Кристиана Фон Бенгстона (Kristian von Bengtson) может каждый желающий — пока что таковых нашлось около 2 тыс. человек, собравших в общей сложности порядко 300 тыс. долларов. Все 20 членов команды работают бесплатно: средства расходуются на приобретение нужных материалов, оборудования, и сам производственный процесс.

Решения и технологии используются самые простые, надежные и недорогие. Корпус сделан из обычной цельной стальной пластины, а для термоизоляции используются множество слоев тонкой пробки общей толщиной 1,5 см.

Планируется, что капсула Tycho Brahe будет совершать полет и возвращение по баллистической траектории, в вершине своей поднимающейся на высоту более 150 км. Пассажир остается неподвижным, в полулежачем положении внутри неуправляемой капсулы — и если б не прозрачный пластиковый колпак для любования красотами, возможно, испытывал бы не самые лучшие моменты в жизни. Ему остается лишь возможность вращать головой и ограниченно пользоваться руками.

Вес капсулы составляет 300 кг при диаметре 62 см и длине 3,5 м, из которых около 2,3 приходится на «кабину». Остальное заполняет оборудование. Опасное действие ускорения компенсирует не только полулежачее положение путешественника, но и его «кресло космонавта», выстроенное на прочном алюминиевом каркасе, заполненном полимерной пеной с памятью формы и покрытом кожей. Человек фиксируется в нем на все время полета, так что испытать пьянящее переживание невесомости даже на пару секунд не удастся.

Для испытаний в 2011 г. использовался манекен Randy весом около 70 кг, который после полета на четырех парашютах общей площадью 145 кв. м благополучно вернулся на Землю. Кстати, если при возвращении что-то пойдет не так, пассажиры будут иметь и индивидуальный парашют, который, если удастся, можно будет использовать при катапультировании.

Словом, проект производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, стремление сделать космос — хотя бы в таком урезанном виде — доступным массам нельзя не приветствовать. С другой, как это часто бывает, в жертву дешевизне проекта приносится буквально все, едва ли не жизнь того, кто отважится влезть в эту капсулу. Недаром сам автор проекта Tycho Brahe, Кристиан Фон Бенгстон, высказался о нем весьма оригинально: «Вместо того чтобы умереть старым и немощным — не лучше ли сделать это на высоте 150 километров, с улыбкой на лице?»

Дата первого полета капсулы с пассажиром на борту пока не называется, хотя известно, что первым человеком в ней станет Питер Мэдсен (Peter Madsen), партнер Фон Бенгстона по Сopenhagen Suborbitals.