Новости космонавтики: 18-24 мая 2012 г.

К МКС впервые стартовал частный грузовой корабль на частной ракете. Прошли первые в истории «космические похороны». Российские астрономы хотят вступить в ESO, а конструкторы испытывают новую МБР. События, происшествия, слухи, прогнозы: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

18 мая

Накануне в 18:05 московского времени с космодрома Плесецк проведен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-У» со спутником министерства обороны России. Официальный представитель войск ВКО полковник Алексей Золотухин заявил журналистам, что этот старт стал последним в 40-летней истории ракеты-носителя «Союз-У». Теперь ее заменят ракета «Союз-2» и одна из модификаций новой ракеты «Ангара» — «Ангара-А3».

Накануне в 23:12 с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и канадским телекоммуникационным спутником Nimiq-6. Старт прошел успешно, в запланированное время космический аппарат вышел на расчетную орбиту и передан на управление заказчику. Спутник изготовлен компанией Space Systems/Loral для Telesat, одного из крупнейших спутниковых операторов в мире. Он будет арендован компанией Bell TV для предоставления услуг непосредственного вещания на территории Канады, включая каналы высокой четкости и другой видеоконтент. Срок службы его должен составить 15 лет.

19 мая

Первый полет частного космического корабля Dragon к МКС, назначенный на этот день, отменен в последний момент, уже после запуска двигателей. Старт заблокировал компьютер, обнаруживший неполадки в работе одного из двигателей ракеты. Датчик показал превышение допустимого давления в двигательной установке, и специалисты работают над поиском причин проблемы и ее устранением — хотя не исключается и ложное срабатывание датчика.

21 мая

Специалисты компании SpaceX выяснили причину, из-за которой пришлось отложить старт корабля Dragon: неисправный клапан в одном из двигателей. После его замены будет предпринята новая попытка запуска, которая назначена на 22 мая.

22 мая

В 11:45 московского времени с площадки мыса Канаверал осуществлен первый в истории старт частной ракеты-носителя Falcon-9 с кораблем Dragon COTS 2 DEMO, разработанных и произведенных компанией SpaceX. Спустя примерно 10 минут космический корабль успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту. Его стыковка с МКС должна состояться 25 мая.

Кроме того, РН Falcon-9 доставила на орбиту капсулы с прахом 300 человек из 19 стран, родственники которых решили таким образом сохранить память о своих родных и близких. Космические похороны организовала компания Celestis Inc., стоимость одного захоронения составила около 1 тыс. долларов.

Запуск первого спутника GPS-3, ранее запланированный на 2013 г., откладывается минимум на два года, о чем сообщил командующий Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон (William Shelton). По словам генерала, перенос сроков запуска не означает возникновение каких-либо технических проблем, изготовление спутников идет в соответствии с графиком. Причина отсрочки — в изменении взглядов ВВС США на сроки и порядок совершенствования и развития системы GPS.

Встречаясь с послом Украины Владимиром Бутягой, премьер-министр Кении Райла Одинга выразил заинтересованность своей страны в запуске украинских ракет-носителей со своей территории, в связи с запуском собственной космической программы. Кроме того, были обсуждены перспективы разработки и сборки на Украине спутника для потребностей Кении.

23 мая

На Канарских островах заработал телескоп GREGOR, крупнейший солнечный телескоп в Европе и третий в мире. Установлен он у подножия вулкана Тейде на острове Тенерифе и назван в честь шотландского астронома Джеймса Грегори, жившего в XVII в. Диаметр первичного зеркала телескопа составляет 1,5 м, оно оснащено системой постоянного охлаждения. На приборе установлены камеры, поляриметры, интерферометры, и спектрографы. Изображения можно получать в видимом и инфракрасном спектрах. Главной задачей телескопа станет изучение магнитных процессов на Солнце, он позволит получать изображения его поверхности с разрешением в 70 км.

По сообщению представителя российского министерства обороны Вадима Коваля, с космодрома Плесецк запущен прототип новой межконтинентальной баллистической ракеты. «Учебный блок прибыл в заданный район на полуострове Камчатка. Поставленные цели достигнуты. Планируется, что новая ракета усилит боевые возможности ударной группировки Ракетных войск в составе стратегических ядерных сил России, в том числе за счет повышения способности преодоления создаваемых систем противоракетной обороны», — сказал Коваль.

Президент РАН Юрий Осипов сообщил о намерении снова поставить перед властями страны вопрос о вступлении России в консорциум стран, участвующих в работе Европейской южной обсерватории (ESO). «По сути, этот вопрос замотали в Минобрнауки. Они стали требовать с астрофизиков какие-то особые планы работы. Вопрос замотали, но мы к нему вернемся, это же крупнейший международный научный проект, где Россия имела бы свое ярко выраженное лицо», — сказал президент РАН. Сегодня ESO объединяет 15 стран и располагает самыми мощными наземными астрономическими инструментами, в частности четырьмя телескопами-рефлекторами с главными зеркалами диаметром более 8 м. При этом телескопы находятся в районе с наилучшими условиями для наблюдений — в горах Чили.

В Иркутской области близ Усолья-Сибирского поставлена на боевое дежурство РЛС «Воронеж-М» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

После успешного запуска к МКС первого частного космического корабля глава NASA Чарльз Болден объявил новую эру в освоении космоса. В России, чья доля на рынке космических запусков теперь может существенно сократиться, осуществленный старт и вовсе приравнивают к появлению новой космической державы. В самом деле, в среднесрочной перспективе ракеты и корабли компании SpaceX могут составить серьезную конкуренцию России в ее привычном уже качестве «космического извозчика». Глава российского представительства компании Space Adventures Сергей Костенко считает: «Такой корабль, как Dragon, он, конечно, более конкурентоспособный, чем "Союз". Он семиместный, больше полезной нагрузки поднимает и спускает. Он многоразовый. Совершенно очевидны его преимущества».

24 мая

Частный космический корабль Dragon впервые приблизится к МКС. Все его системы работают нормально. Во время пролета близ станции он установил с ней связь и проверил работоспособность навигационной системы RGPS. Следующее сближение и стыковка намечены на завтра.

«Новости космонавтики»