eVolo Skyscraper Competition: самые крутые небоскрёбы в мире

Задача участников дизайн-конкурса небоскребов eVolo – не создать обычный дом, способный вписаться в современный Сингапур или Нью-Йорк, а проявить фантазию и представить себе, каким будет небоскреб конца XXI века.
eVolo Skyscraper Competition: самые крутые небоскрёбы в мире

На сегодняшний день ежегодное состязание eVolo Skyscraper Competition — один из престижнейших архитектурных конкурсов в мире. Уникален он еще и тем, что у львиной доли представляемых проектов нет никаких шансов на реализацию: современные технологии просто не позволяют построить то, что придумывают архитекторы. Философия eVolo проста: для того чтобы прогресс не останавливался, нужно замахиваться на невозможное, другого пути нет. При оценке проектов особо котируется применение новых технологий, сверхсовременных материалов, инновационного дизайна, оригинальных пространственных решений. Естественно, проекты обязаны быть оправданы с экономической точки зрения, и, что важно, каждый проект должен решать какую-то задачу. Бессмысленная красота не интересует членов жюри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Победитель – Himalaya water tower
Победитель – Himalaya water tower

Жюри 2012 года состояло из известнейших современных архитекторов, лидеров отрасли, авторов множества оригинальных проектов. В него вошли Мария Айолова, Крис Боссе, Жюльен Комбэ, Алексендер Рик и прочие, и прочие — профессора архитектуры и действующие проектировщики из десятка стран мира. На суд было вынесено 714 проектов из 95 стран; был назван шорт-лист (25 проектов), из которого выбраны три победителя. Приятно, что в шорт-лист попали два российских проекта — Tundra City Павла Сипкина и House of Babel: Post-crisis Skyscraper Никиты Асадова, а также Citadel Skyscraper, разработанный украинскими архитекторами Виктором Копейкиным и Павлом Заботиным. Но будем честны, лидерами этой отрасли на данный момент являются китайцы. Именно китайские проекты заняли два первых места (да и третье досталось представителю Тайваня), плюс в шорт-листе есть еще четыре китайских разработки. В целом же в шорт-лист входят представители самых разных стран — тут есть мексиканцы, испанцы, иранцы, греки, англичане, румыны, швейцарцы...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2-е место: Mountain Band-Aid
2-е место: Mountain Band-Aid

Первое, второе, третье

Похоже, именно экологическая сторона затронула души жюри более всего. Победители, китайская троица Чжэн Чжи, Хончуан Чжао и Донбай Сон, представили на суд проект Himalaya Water Tower («Гималайская водонапорная башня»). По идее архитекторов, сеть подобных небоскребов, размещенных непосредственно среди гор, поможет справиться с засухами и наводнениями, а также улучшить качество потребляемой жителями окрестных районов воды. Сложная техническая система будет собирать избыточную воду в сезон дождей, фильтровать ее и хранить в замороженном виде, а по мере необходимости отдавать людям. Таким образом, победителем eVolo Skyscraper Competition стал нежилой небоскреб, зато решающий социально-экономические проблемы, фантастически красивый и крайне сложный (хотя в принципе возможный) в реализации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экология превыше всего
Экология превыше всего
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второе место досталось еще одной группе китайцев (Йитинь Шэнь, Наньчжу Ван, Цзи Ся, Цзихань Ван) за проект Mountain Band-Aid («Горный пластырь»), реализующий идеальную концепцию китайского коммунизма. Собственно, небоскребом в привычном понимании их здание не является: это пристроенная к склону горы высокотехнологичная экодеревня. Наружная часть «пристройки» — это площадки с домами и квартирами, выполненными в традиционном для Китая деревенском архитектурном стиле, а внутренняя — общественное пространство с палисадниками. Такой концепт позволит как решить проблему перенаселенности, так и восстановить поврежденные добычей полезных ископаемых горные склоны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3-е место: Monument to civilization
3-е место: Monument to civilization

Наконец, третий проект — «Памятник цивилизации» (Monument to Civilization), совместная работа тайваньца Лин Ю-Та и Анны Шмидт. «Памятник», как ни странно, — это просто огромный мусоросборник. Создатели приводят в пример Нью-Йорк: за год город производит количество мусора, которое можно спрессовать в 1310-метровый столп диаметром 30 м. Так почему бы и не разместить подобное гигантское напоминание прямо на территории города? В проекте Monument to Civilization предусмотрены трехслойные изолирующие и несущие стены, три лифта для мусора, системы уплотнения и вентиляции. Внешне мусорный небоскреб выглядит как огромный черный столб круглого сечения. По идее, он должен напоминать горожанину о том, что стоит производить поменьше мусора, тем более что небоскреб будет постоянно расти. Для Дубаи высота «годового» монумента — 3302 м, для Шанхая — 1665, для Тайпея — 600. Жалко, для Москвы пока никто не посчитал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, экология на первом месте. Так или иначе, это доказывает, что небоскреб не обязательно должен быть офисным или жилым зданием. Вавилонская башня может служить любым нуждам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вавилонские башни

В принципе, первые места заняли более или менее реализуемые конструкции. Значительно интереснее в этом плане изучать шорт-лист, в котором всплывают иногда совершенно безумные идеи. Но красивые — не отнимешь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, интересен проект американцев китайского происхождения Ина Сяо и Шенгчена Яна Occupy Skyscraper («Захвати небоскреб»). Он предлагает митингующим на Уолл-стрит (или в любом другом месте) достаточно быстро «возвести» своеобразное подвесное здание из канатов, тканевых панелей и стен. Опираться подобная паутина должна на окружающие ее обычные небоскребы (так что американские города тут наиболее удобны — в России такое не построишь), для внутреннего обустройства «небоскреба-паразита» архитекторы разработали ряд решений, позволяющих разместить там конференц-залы, комнаты для отдыха и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот поляки Дамиан и Рафаль Пшыбыла предложили создать передвижной небоскреб внутри огромного колеса (его так и назвали — Migrant Skyscraper). Это самое маленькое здание в проекте: высота его насчитывает всего семь этажей. С одной стороны, это просто дом, в котором можно жить. С другой, в случае нестабильной ситуации в определенной местности хозяева могут запустить двигатели и перебраться куда-либо еще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы думаете, что дом-колесо фантастичен, то вы еще не слышали о «Парящем городе» (Floating City) китайца Вэя Чжао. Он явно вдохновлялся историей Джонатана Свифта о городе Лапута и разработал концепт огромного летающего кольца-города, парящего, как поезд маглев, на магнитном поле. Концепт этот невозможно реализовать ни при каких условиях, исходя из законов физики и из-за последствий воздействия магнитного поля такой силы на человека, но почетного упоминания в шорт-листе он удостоился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два шорт-листера, не долго думая, назвали свои проекты «Вавилонскими башнями». Один из этих проектов разработан россиянином Никитой Асадовым — это «Посткризисный небоскреб» House of Babel: Post-crisis Skyscraper. Идея проста и изящна: можно жить на сотом этаже, при этом этажи со второго по девяносто девятый следует попросту «исключить». Первый этаж «Вавилонского дома» прочно стоит на поверхности земли, второй же (или сразу несколько) с помощью аэростата поднимаются до необходимой высоты. Соединяется «отрывная» часть с наземной при помощи троса и коммуникационных кабелей; причем верхний этаж можно полностью герметизировать и подняться на нем выше облаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность или фантастика?

Некоторые из проектов, представленных в шорт-листе, вполне реалистичны и даже экономически выгодны, пусть и достаточно трудны для реализации. Возможно, когда-нибудь их и воплотят в жизнь. Пока же eVolo Skyscraper Competition — это праздник мечты и огромное поле для разгула фантазии. Плюс, конечно, возможность для молодых архитекторов засветиться на мировом уровне. Другое дело, что реальность будет диктовать свои условия, и прекрасные мечты постепенно трансформируются в красивые, но значительно более обыденные проекты, способные украсить многие города мира, но не имеющие к фантастическому будущему почти никакого отношения.