В США проходят испытания беспилотника, способного к вертикальному взлету и посадке — но для полета переходящему в горизонтальный режим.

При горизонтальном полете Flexrotor для посадки и взлета переходит к вертикальному
Вертикальный взлет Flexrotor с платформы
Глава компании Aerovel Тед МакГир (Tad McGeer) с БПЛА Flexrotor

Попыткам объединить свойственное вертолетам удобство вертикального взлета-посадки с самолетной скоростью и высотой горизонтального полета нет числа. Одной из них — и пока достаточно успешной — является и беспилотный летательный аппарат Flexrotor, над созданием которого по заказу американского ВМФ трудятся разработчики компании Aerovel. В настоящее время беспилотник уже прекрасно справляется и со взлетом, и с посадкой, и собственно с полетом — и на нынешнем этапе авторы совершенствуют и адаптируют его способности для использования с борта морских кораблей.

При трехметровом размахе крыльев беспилотник оснащается основным ротором с диаметром 1,85 м, который способен поднять его вертикально в воздух или осторожно опустить вниз на специальную платформу. Размер этот, однако, рассчитан таким образом, что не делает горизонтальный полет нестабильным. Вертикально поднявшись вверх, словно подтянутый за нос на невидимом тросе, в воздухе Flexrotor раскрывает хвостовое оперение и переходит в горизонтальное положение. Для обратного возвращения при посадке он набирает около 130 км/ч и переходит к вертикальной ориентации. Выглядит это так.

Впервые эти впечатляющие маневры в воздухе Flexrotor продемонстрировал в августе 2011 г. (они и запечатлены на видеоролике). Последующие тесты состоялись уже при слабом ветре — и так же успешно. Теперь же разработчикам предстоит настолько усовершенствовать систему управления и двигательную установку, чтобы Flexrotor справлялся даже с сильным ветром, с которым летательным аппаратам морского базирования приходится часто иметь дело.

Специально для этого беспилотника разрабатывается и автоматизированная сервисная платформа, которая не только обеспечивает его безопасный старт и возвращение, но также и дозаправку без какого-либо участия человека. Платформу можно будет устанавливать не только на борту корабля, но вообще где угодно: скажем, на вершине горы, откуда по команде из центра Flexrotor сможет самостоятельно вылетать на задание, выполнять его, возвращаться — и ожидать новых распоряжений, самостоятельно подготовившись к следующему запуску.

Максимальный взлетный вес Flexrotor составляет 19,2 кг, он способен набирать высоту на скорости до 1 м/с, а после перехода к горизонтальному полету — достигать скорости до 145 км/ч, оставаясь в воздухе более 40 ч.

По публикации Gizmag