Спроектированная революция: Миссия по спасению

Современные технологии проектирования в судостроении: как грузовой корабль со дна подняли.
Теги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После общего введения в современные технологии автоматизированного проектирования («Спроектированная революция») мы расскажем об их применении в различных областях промышленности. В данном выпуске речь пойдет о судостроении.

Нидерландская компания SMIT Internationale N.V. имеет более чем полуторавековую историю. Она проектирует и производит тяжелую технику и оборудование для портов и доков, грузовых терминалов и т. п. Отдельно стоит упомянуть и такую интересную сферу деятельности, как планирование операций по спасению на воде и подъему затонувших судов. Именно эта компания занималась подъемом затонувшего в Ла-Манше норвежского грузового корабля Tricolor, а также нашей трагически погибшей подлодки «Курск» — а сегодня и печально знаменитого круизного лайнера Costa Concordia.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни удивительно, большинство этих задач тоже предварительно проходит этап проектирования. SMIT Internationale N.V. проектирует с помощью СAD-системы Solid Edge от Siemens PLM Software. Преимущества системы при этом становятся особенно очевидны: они позволяют справиться с проблемой в минимальные сроки, что особенно важно когда сроки критически важны. Тот же Tricolor, оставаясь на дне, создавал серьезную опасность для судоходства в этом загруженном районе, затрудняя проход к крупному порту Амстердама.

Судно перевозило автомобили и затонуло после столкновения с контейнеровозом. Для начала авторам проекта по его подъему требовалось решить, на сколько частей следует разрезать корабль: чем меньше их будет — тем быстрее пройдет собственно подъем, но тем тяжелее будет каждая часть. Приходилось учитывать и повреждения, полученные корпусом при столкновении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Использование современных технологий проектирования позволило быстро просчитать все возможные варианты. Были учтены все особенности конструкции Tricolor, включая высокую устойчивость при продольных нагрузках и низкую при скручивающих (которые были неизбежны, ведь корабль лежал на боку). В кратчайшие сроки была получена электронная модель корабля и проведены все нужные расчеты.

Лишь затем началась сама операция: подводные аппараты протянули в соответствующих местах корпуса корабля режущие тросы с включениями карбидов, которые позволили разделить его на девять частей весом около 3 тыс. т каждая. Вскоре и злосчастный Tricolor, и более 2800 автомобилей, затонувших вместе с ним, были подняты на поверхность и отправлены на утилизацию.