Плотный поток воздушных пузырьков под днищем судна облегчает его скольжение по воде.
Воздушная подкладка: Секрет волшебных пузырьков

Примерно год назад Mitsubishi Heavy Industries (MHI) совместно с крупным японским перевозчиком Nippon Yusen Kaisha (NYK) объявили о планах изучить эффективность системы, призванной снизить трение между днищем корпуса судна и морской водой посредством использования плотного потока воздушных пузырьков. Теперь же система MALS стала одним из решений, используемых в постройке новейшего контейнеровоза и снижающих выбросы СО2 (а значит — и расход топлива) на 35%.

«Пузырьковая» система MALS прошла испытания на борту грузового корабля Yamatai, принадлежащего NYK. Эта баржа была выбрана для тестов, поскольку низкая ее осадка обеспечивает сравнительное небольшое давление воды под корпусом — а значит, работа «генератора пузырьков» не требует особенно мощных насосов, закачивающих воздух под днище. Да и само плоское днище вполне эффективно и равномерно распределяет пузырьки по своей поверхности.

Испытания еще продолжаются, хотя ожидаемое снижение выбросов СО2 в результате работы системы MALS оценивается в 10%. Авторы же движутся дальше и включили MALS (в усовершенствованном виде) в новый проектируемый контейнеровоз типа New Panamax, т. е. максимально возможных размеров для прохождения через шлюзы Панамского канала после его реконструкции, которая должна завершиться в 2014 г. Иначе говоря, такие корабли достигают 366 м в длину, 48,8 м ширину и осадкой 15,2 м.

Ожидается, что обновленная система MALS-14000CS также обеспечит 10-процентное снижение выбросов СО2, а вместе с другими современными технологиями построения корпуса и электронной системой контроля дизельного двигателя — даже 35-процентное. Эти перспективы, видимо, впечатлили профессиональное сообщество: сообщается, что консорциум Archer Daniels Midland уже заказал три контейнеровоза с установленной на них системой MALS.

Заметим, что «пузырьковая подложка» — далеко не единственный пример того, как судостроители пытаются повысить энергоэффективность своих кораблей. Вспомним, к примеру, разрабатываемое гидрофобное покрытие, о котором мы писали в заметке «Сальвиния вредная».

По пресс-релизу Mitsubishi Heavy Industries