Новости космонавтики: 13-19 января 2012 г.

«Фобос-Грунт» погиб, в чем подозревают американский радар. Чиновники не успели профинансировать ГЛОНАСС. США отказываются принимать европейскую хартию о «нормах поведения» в космосе. Jay-Z и Бейонсе снимут клип в невесомости. Китай запустил спутник. Вирус выкрал информацию о японском грузовом корабле HTV. События, происшествия, слухи, прогнозы: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

13 января

В 04:56 московского времени с космодрома Сичан осуществлен успешный пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3A с метеорологическим спутником FengYun-2F на борту.

Сообщается, что накануне в 18:51 московского времени с японского космодрома Утиноура осуществлен пуск геофизической ракеты S-520. Основная задача полета — исследования атмосферы. Максимальная высота подъема ракеты составила 298 км.

ВВС США заключили с американской компанией United Launch Services контракт на выведение на орбиту новых спутников. За вывод на орбиту девяти спутников на ракетах-носителях Atlas V и Delta IV в 2012—2014 гг. военные выплатят 1,5 млрд долларов. В рамках контракта в космос отправятся два метеоспутника DMSP-19 и DMSP-20, спутник связи MUOS-3, а также три аппарата военно-космической разведки, спутник управления SC-4 и два спутника GPS.

Университет штата Аризона совместно с NASA открыли интернет-проект The Project Gemini Online Digital Archive, который предоставляет открытый доступ к подробному фотоархиву одного из первых крупных проектов NASA — программы Gemini, реализованной в 1965—1966 гг. Программа включала десять пилотируемых космических полетов, первый выход американского астронавта в открытый космос, первый полет продолжительностью в одну неделю и первую орбитальную стыковку двух аппаратов. Gemini проложила дорогу к реализации программы Apollo, в рамках которой были осуществлены стыковка с советским кораблем «Союз» и полет на Луну. Помимо фотографий, на новом сайте представлены подробные исторические сведения. В будущем он должен быть расширен и материалами программы Apollo.

14 января

Подмосковный ЦУП провел маневр увода МКС от встречи с обломком американского телекоммуникационного спутника Iridium 33, который два года назад погиб при столкновении с вышедшим из строя российским аппаратом «Космос-2251». Коррекция проведена с помощью корректирующих двигателей служебного модуля «Звезда», которые проработали 54 секунды, в результате чего орбита МКС поднялась на 1,5 км.

Заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности заявила, что США не станут присоединяться к европейскому Кодексу поведения в космическом пространстве. По ее словам, «с самого начала было ясно, что нас этот кодекс не устраивает, потому что он носит слишком ограничительный характер». Проект ЕС обнародован в сентябре 2010 г. В нем, в частности, говорится, что страны, подписавшие его, обязуются «воздерживаться от любых действий, нацеленных на нанесение ущерба или уничтожение космических объектов, за исключением тех случаев, когда такое действие осуществляется для уменьшения образования космического мусора и/или оправдано реализацией неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН». Аналитики тогда отметили, что европейский кодекс не предусматривает никаких наказаний для нарушивших его участников и основан на выполнении сторонами данного им слова. Тем не менее в мае прошлого года на слушаниях по этому вопросу в конгрессе США ряд законодателей выразили мнение, что даже такое соглашение, не имеющее обязательной силы, может связать Пентагону руки в космосе.

Музыканты Jay-Z и Бейонсе намерены снять музыкальный клип в космосе: их менеджеры уже ведут переговоры с частной космической компанией Virgin Galactic.

ВВС США заключили контракт на 21,5 млн долларов с корпорацией Lockheed Martin на поставку систем проверки, запуска и управления (Launch and Checkout Capability, LCC) для спутников GPS III. Система LCC, которая будет интегрирована с разрабатываемой корпорацией Raytheon Системой операционного управления следующего поколения (Next Generation Operational Control System, OCX), будет служить для предпусковой проверки спутников GPS III. Также она включает модули по обучению операторов систем управления спутником, различные инженерные решения и системы управления спутником на раннем этапе развертывания до взятия его под контроль ВВС.

Один из компьютеров японского аэрокосмического агентства JAXA оказался заражен вирусом, произошла утечка данных, в частности, о японском космическом грузовом корабле HTV. В руки неизвестных могли попасть пароли и адреса электронной почты, информация о спецификациях и операциях с HTV.

15 января

Около 22:00 по Москве не сумевшая выйти на отлетную траекторию к Марсу станция «Фобос-Грунт» вошла в плотные слои земной атмосферы и завершила свое существование. Обломки зонда упали в Тихом океане, в 1250 км к западу от острова Веллингтон. Вместе с тем, по другим данным, местом падения стала точка с координатами 310,7º в.д. и 18,2º ю.ш., на территории Бразилии. Имеется информация и о том, что «Фобос-Грунт» и вовсе могут признать полностью сгоревшим в атмосфере, так как достоверных свидетельств падения обломков в океан или на территорию Бразилии пока нет.

Ночью сайт Роскосмоса подвергся DDoS-атаке, в связи с чем официальные сообщения о состоянии межпланетной станции «Фобос-Грунт» сильно запоздали. Вскоре работа сайта была восстановлена.

17 января

По сообщению газеты «КоммерсантЪ», среди версий о причинах аварии «Фобос-Грунта» российские эксперты всерьез рассматривают разрушающее воздействие на бортовую электронику «Фобоса» мощного излучения американского радара, в зоне действия которого мог случайно оказаться аппарат в первые часы после старта. Это мог быть радар на острове Кваджлейн, который на тот момент отслеживал траекторию одного из астероидов: «под воздействием мегаваттного импульса произошел сбой в электронике, после она уже не смогла выдать команду на включение двигательной установки».

Комментируя эту версию, руководитель межведомственной комиссии по расследованию причин аварии с «Фобос-Грунтом» Юрий Коптев сказал, что ее проверят при помощи наземного эксперимента, «в ходе которого блок с аппаратурой, аналогичной установленной на "Фобос-Грунте", будет подвергнут излучению суммарной мощности возможного непреднамеренного воздействия американских радаров».

Компания SpaceX отложила на неопределенный срок полет корабля Dragon к МКС, который был запланирован на 7 февраля. О конкретных причинах отсрочки не сообщается, но в сообщении указывается, что это сделано «в целях обеспечения безопасности предстоящей миссии».

По данным СМИ, чиновники не успели утвердить до Нового года федеральную целевую программу по поддержанию, применению и развитию системы ГЛОНАСС, рассчитанную до 2020 г. В результате государство не может финансировать работы по ГЛОНАСС, в настоящий момент спутники продолжают изготавливаться в кредит.

18 января

Пара американских лунных зондов GRAIL-A и GRAIL-B, вышедшие недавно на селеноцентрическую орбиту, получили новые имена — Ebb и Flow. Названия были выбраны из более, чем 11 тыс. предложений, поступивших от учеников средних школ.

По заявлению представителя NASA, расположенный на Маршалловых островах радар 9 ноября, в день старта зонда «Фобос-Грунт», не использовался для наблюдения за астероидами, а следовательно, не может быть виновен в аварии межпланетной станции.

Европейский космический телескоп Planck завершил работу по изучению реликтового излучения Вселенной. За время работы Planck провел осмотр небесной сферы пять раз — и после обработки на основе собранных данных будет составлена самая детальная на сегодняшний день карта реликтового излучения и его неоднородностей.

19 января

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин, давая интервью, назвал основными версиями аварии «Фобос-Грунта» конструктивные или производственные ошибки. По словам Поповкина, обсуждавшаяся в последние дни версия о воздействии на станцию излучения американского радара также рассматривается, но только как одна из возможных причин аварии. «Есть версия, что <...> это облучение сделало так, что бортовые цифровые вычислительные машины, которые есть на "Фобосе", засбоили», — сказал глава Роскосмоса.

«Новости космонавтики»