Турбина дыбом: Морская установка

Как бы мы ни совершенствовали турбины морских ветряных электростанций, как бы ни повышали их эффективность, они требуют решения и другой проблемы – проблемы их установки в море.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из способов установки морских ветряков — погрузка их в разобранном виде на суда, которые доставляют их в нужную точку, и сборка происходит уже на месте. Легко представить, с какими практическими трудностями может быть сопряжен этот процесс на борту находящегося в море корабля, сколько времени и сил он требует.

Вторая возможность — собирать ветряк на суше, и лишь затем, в вертикально поднятом состоянии, медленно и осторожно транспортировать на место. Этот вариант также имеет массу недостатков — например, между местами сборки и установки должен иметься судоходный путь достаточной глубины.

Новый подход к проблеме предложили разработчики норвежской компании WindFlip: он сочетает простоту сборки турбины на суше с удобством доставки ее в горизонтальном положении с неглубоким погружением транспортного судна. Корабль может двигаться достаточно быстро, да и на месте установки остается совсем немного времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный секрет технологии — специально разработанные транспортные баржи размерами примерно 100х30 м. На такую баржу турбина грузится уже в полностью собранном виде и доставляется на место установки с помощью буксира, на скорости до 8 узлов (около 15 км/ч). Здесь 29 балластных отсеков баржи открываются и начинают заполняться морской водой. Постепенно один конец судна уходит под воду, и в конце концов все оно вместе с закрепленной на нем турбиной становится «на дыбы».

Ветряк принимает вертикальное положение, после чего отсоединяется от баржи и буксиром может быть перемещен точнее на нужное место работы и закреплен там. Тем временем баржа с помощью насосов, нагнетающих в балластные отсеки сжатый воздух, снова ложится на воду и возвращается на берег для доставки следующего ветряка.

Пока идея WindFlip существует лишь в виде концепции, однако крупный норвежский энергопроизводитель Statoil уже проявил к ней интерес. Вообще заметим, что мысль о «корабле-неваляшке» не абсолютно нова: достаточно вспомнить уникальное научное судно FLIP, о котором мы писали в заметке «Перевертыш».