Новости космонавтики: 23-30 декабря 2011 г.

Загадочный металлический шар упал с неба в Намибии. По итогам года Россия лидирует по числу космических стартов – и космических аварий. Китай начинает использование собственной навигационной системы. С Байконура успешно запущены шесть американских спутников. События, происшествия, слухи, прогнозы: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

23 декабря

В 16:11 по Москве с космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и спутником связи двойного назначения «Меридиан-5» на борту. Вскоре появились сообщения о том, что из-за сбоя в работе третьей ступени РН или РБ аппарат не удалось вывести на орбиту. Обломки носителя и космического аппарата упали на Землю на юге Новосибирской области. Жертв и пострадавших нет.

В Намибии вблизи от одной из деревень с неба упал таинственный объект, пишет немецкое издание. Полый металлический шар обнаружен на севере страны, примерно в 750 км от столицы. Его вес 6 кг, диаметр — 35 см. Его нашли на расстоянии 18 м от предположительного места падения, кратера 4 м шириной и 33 см глубиной. Сообщается, что таинственную сферу нашли еще в середине ноября, однако власти предпочли не обнародовать эту историю до тех пор, пока не убедились, что сфера не представляет опасности. В настоящий момент они решили обратиться в NASA и ESA за выяснением происхождения объекта.

Накануне в 07:26 московского времени с космодрома Тайюань осуществлен успешный пуск ракеты-носителя Chang Zheng-4B со спутником ZiYuan-1−02С. Аппарат позволит получать данные дистанционного зондирования высокого разрешения для мониторинга земельных ресурсов, последствий стихийных бедствий, охраны окружающей среды и т. д.

В 19:19 московского времени космический корабль «Союз ТМА-03М» успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю МКС «Рассвет». Процесс сближения и стыковки проводился в автоматическом режиме. Вскоре на борт станции перешли прибывшие на «Союзе» космонавты Олег Кононенко, Андре Кёйперс (André Kuipers) и Дональд Петит (Donald Pettit).

Стратегический подводный ракетоносец Северного флота К-535 «Юрий Долгорукий» удачно отстрелялся залпом своей штатной ракетой «Булава». Залповый пуск произведен из акватории Белого моря. По результатам этих испытаний весь комплекс «лодка-ракета» может быть принят на вооружение ВМФ уже до конца 2011 г.

24 декабря

Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что в агентстве создана комиссия для расследования гибели спутника связи «Меридиан». Кроме того, по словам Поповкина, в связи с участившимися авариями ведомство ждут замены ряда руководителей отрасли. Вместе с тем, источник РИА «Новости» в космической отрасли озвучил сомнения в официальной версии событий. Причиной аварии, по его мнению, могли стать створки головного обтекателя ракеты-носителя: они либо не вовремя отошли, либо вовсе не отошли, поэтому разгонный блок «Фрегат» не смог начать работу.

По сообщению главы НПО «Сатурн» Ильи Федорова, Россия начала самостоятельно обеспечивать себя двигателями для ракетного оружия, избавившись от зависимости от украинского предприятия «Мотор Сич».

25 декабря

Самолет Ан-124−100 («Руслан») доставил на Байконур американский космический аппарат Sirius FM-6. Спутник, а также предназначенные для его вывода на орбиту РН «Протон-М» и РБ «Бриз-М» проходят подготовку к запуску, намеченному на январь. Кроме того, на космодроме завершены испытания РН «Союз-2.1а» с РБ «Фрегат» и шестью космическими аппаратами Globalstar-2. Принято решение о заправке системы компонентами топлива. Этот старт назначен на 28 декабря. А накануне состоялся вывоз ракеты «Протон-М» с РБ «Бриз-М» и спутником NSS-14 на стартовый комплекс. Запуск должен состояться 26 декабря.

Один из руководителей NASA озвучил заинтересованность агентства в продлении эксплуатации МКС до 2028 г. При этом наращивать свой сегмент станции новыми модулями NASA не планирует.

26 декабря

В ходе подготовки к пуску ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом NSS-14 выявлена неисправность комплекса командных приборов разгонного блока. В связи с этим принято решение о переносе старта по техническим причинам. На следующий день ракета-носитель должна быть снята с пускового устройства и отведена в монтажно-испытательный корпус для замены приборов и проведения дополнительных проверок. Новые дата и время старта будут определены позднее, после устранения выявленных неполадок и проведения повторных испытаний.

27 декабря

Китайская система спутниковой навигации Beidou введена в эксплуатацию в опытном режиме. Пока в зону охвата спутников Beidou попадают только Китай и прилегающие территории, а точность получения координат составляет 25 м. В настоящий момент орбитальная группировка Beidou насчитывает десять спутников, причем последний аппарат был запущен в начале декабря. В 2012 г. это количество возрастет еще на шесть, а до штатной численности в 35 спутников Beidou планируется довести в 2020 г. Тогда система будет работать по всему миру и сможет конкурировать с американской GPS и российской ГЛОНАСС.

В рамках российско-американского проекта «Конус-Винд» астрономы провели детальные наблюдения рекордно длинной гамма-вспышки GRB111209А, продлившейся около двух часов. Американский космический аппарат Wind, на борту которого установлен российский прибор «Конус», получил данные о всплеске в диапазоне энергий от 20 до 1360 КэВ. Анализ показал, что расстояние до источника составило 7,5 млрд световых лет.

После обнаружения накануне неисправности в комплексе командных приборов разгонного блока «Бриз-М» запуск ракеты-носителя «Протон-М» со спутником NSS-14 отложен на неопределенное время. Проводятся операции по снятию ракеты с пускового устройства стартового комплекса и ее транспортировке в монтажно-испытательный корпус для замены приборов и проведения дополнительных проверок.

28 декабря

Россия провела последний в году космический запуск. В 21:09 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» и кластером из шести космических аппаратов Globalstar-2. Запуск прошел без нареканий, в расчетное время спутники отделились от РБ, вышли на целевую орбиту и переданы на управление компании-заказчику. Globalstar — низкоорбитальная система глобальной телефонной связи, обеспечивающая своим потребителям роуминг по всему Земному шару, в том числе в высоких широтах и труднодоступных местах, где нет сотовой связи.

Зонды STEREO A и B зафиксировали потоки заряженных частиц, выброшенных Солнцем в ходе пары мощных корональных выбросов. Ученые предсказывают, что потоки достигнут Земли в ближайшую ночь, что приведет к заметной геомагнитной буре.

Китайские власти обещают, что за XII пятилетку (2011−2015 гг.) страна совершит запуски 100 космических ракет, которые выведут на орбиту 100 спутников. В нынешнем году Китай выполнил 19 космических запусков, благодаря которым поднялся в космос 21 космический аппарат. Таким образом, КНР вышла на второе место в мире по числу космических стартов, после сохраняющей лидерство России.

Генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич рассказал о том, что следующие шесть космических аппаратов системы ГЛОНАСС будут размещены на орбите в трех дополнительных плоскостях. Кроме того, в связи с завершение работы Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», в рамках которой велось создание ГЛОНАСС, до конца года планируется принять новую программу по ее развитию и совершенствованию.

29 декабря

Пресс-канцелярией Госсовета КНР представлен сборник «Космическая индустрия Китая — 2011», в котором, в частности, раскрываются некоторые впечатляющие планы на ближайшие пять лет. В частности, за это время Китай планирует запустить исследовательский зонд, который осуществит мягкую посадку на поверхность Луны и совершит экспедицию по ней; начнется разработка проекта ракеты-носителя тяжелого класса; будет достроен и начнет работу новый космодром в провинции Хайнань. Планируется также подготовить обоснование проекта по организации пилотируемого полета на Луну, активизировать исследования далекого космоса.

За уходящий год в различных странах мира стартовали 84 ракеты-носителя, из которых 77 были успешными, четыре — аварийными. В сравнении с предыдущим годом общее число запусков выросло на 10, лидером по этому показателю осталась Россия (32 пуска) — даже если не считать два пуска РН «Союз-СТ» с космодрома Куру, «записанных» за компанией Arianespace, и пуск РН «Зенит-3SL» с морской стартовой платформы Odyssey, отнесенный к компании Sea Launch. К сожалению, лидерами мы стали и по числу аварийных и частично-успешных пусков — 5 штук. Поучительно, что впервые в истории на второе место по числу запущенных ракет вышел Китай — 19 стартов (в том числе один аварийный), а США опустились на третье (18 стартов, один аварийный).