Сигнальная система до радио: флаги, вспышки, костры

Сигнальная система до радио: флаги, вспышки, костры

Издревле профессия мореплавателя была связана с неизвестностью: суда уходили в океан, но в порт назначения прибывали не все. Корабли налетали на скалы, попадали в шторм — и шли на дно молча, без свидетелей. Но вот появилось радио — и над водной гладью понеслись сигналы бедствия…

До эпохи радио корабли могли запросить помощь только в пределах видимости или слышимости. И даже сегодня на случай, если высокотехнологичные устройства связи откажут, морские суда оснащаются альтернативными средствами для передачи вести в ближайшее пространство — авось кто-нибудь отзовется.

Визуальные методы

Старейший визуальный способ передачи информации на море — флаговый. Известен он с древнейших времен, а в 1653 году для британского военного флота была принята единая сигнальная флаговая система. В последующие 200 лет она неоднократно менялась: количество флагов уменьшали или увеличивали, в отдельные периоды число сигналов достигало нескольких тысяч, а для передачи информации, помимо прочего, использовались комбинации поднятых и спущенных парусов. Вслед за Великобританией свои флаговые системы (пока только для военных судов) появились и у других морских держав; в Российской империи такая система впервые была утверждена Морским уставом 1720 года. В начале XIX века отдельный сигнальный кодекс создали для судов торгового флота — и здесь снова первыми оказались англичане. В 1857—1887 годах был разработан и принят всеми морскими государствами «Международный свод сигналов». К настоящему времени в нем используется 26 буквенных флагов и 15 вымпелов. Сигнал бедствия кодируется двумя флагами: NC (November-Charlie).

Несмотря на существование радиосвязи, спутниковой системы GMDSS и прочих современных средств привлечения помощи, от флаговой сигнализации не отказываются. Поднятый сигнальный флаг может заведомо сообщить приближающемуся судну важную информацию, даже если с радиосвязью есть какие-либо проблемы. Каждый флаг имеет буквенное обозначение. Информацию флаги могут нести, например, такую (полную таблицу с иллюстрациями не составит труда найти в Интернете): Alfa. У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом. Delta. Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом. Kilo. Я хочу установить связь с вами. Uniform. Вы идете к опасности. Whiskey. Мне необходима медицинская помощь

Альтернативный способ однозначно сообщить, что с судном беда, — поднять перевернутый государственный флаг. Для передачи информации с судна на судно визуальным способом также используется семафорная азбука.

Однако флаги читаются только при прямой видимости и достаточно ясной погоде, поэтому более эффективное средство для сигналов бедствия — светодымовая пиротехника: сигнальные парашютные ракеты и фальшфейеры красного цвета, светящиеся и дымовые буи, дымовые шашки, в крайнем случае — любой источник открытого огня или дыма либо прожектор. В былые времена на судах использовались армейские гелиографы — устройства для передачи информации вспышками отраженного света. Эти «зайчики» могут быть различимы с расстояния до 65 км днем и 15 — ночью, при лунном свете.


Гульельмо Маркони, Давид Сарнов и история с «Титаником»

Компания Гульельмо Маркони претендовала на монополию в области морской радиосвязи вплоть до катастрофы «Титаника». Гигантский корабль был оборудован лучшей радиотехникой (производства «Маркони», разумеется), и радист отправлял в эфир, как предписывалось инструкцией, сигнал CQD. Однако в окрестностях не оказалось ни одного судна с аналогичной радиостанцией на борту — и если кто и услышал «Титаник», то не понял сообщения. Сигнал был принят и понят лишь одним из сотрудников компании «Маркони» в Нью-Йорке, Давидом Сарновым, который ничего не мог сделать для спасения корабля. Однако он передал информацию о гибели суперлайнера репортерам, а затем трое суток поддерживал связь с пароходом «Карпатия», доставившим уцелевших пассажиров в Нью-Йорк.

Помощь бы никогда не пришла, если бы в последние минуты перед тем, как «Титаник» ушел под воду, отчаявшийся радист не отправил в эфир вместо предписывавшегося CQD несколько «бесполезных» сигналов SOS. Их-то и услышали на проходившей мимо «Карпатии».

Кстати, сам Гульельмо Маркони должен был вместе с семьей плыть на «Титанике», однако из-за внезапно изменившихся планов не дождался, оставил жену с ребенком в Англии и отправился в Нью-Йорк на лайнере «Лузитания».

А радист Давид Сарнов благодаря своему репортажу получил известность, что, вкупе с его личными качествами и амбициями, позволило ему добиться немалого успеха в дальнейшей жизни: именно он, выходец из небогатой еврейской семьи из-под Могилева, считается отцом развлекательного радиовещания. В 1919 году он возглавил новосозданную RCA (Radio Corporation of America), а в 1926-м основал компанию NBC.


Наряду с визуальными средствами применяются устройства для подачи звуковых сигналов. В прошлом стреляли из корабельных орудий. Сейчас используются главным образом туманные сигнальные устройства: всевозможные сирены, тифоны, наутофоны и ревуны. На худой конец можно звонить в судовой колокол (рынду) либо подавать сигналы горном или свистком.

Эпоха точек и тире

С появлением радиосвязи у терпящих бедствие кораблей появилась возможность передать весть на существенно большее расстояние, чем позволяли визуальные и звуковые средства. Поначалу не существовало каких-то специальных сигналов бедствия и международных соглашений, предписывавших принимать сообщения с просьбой о спасении с наивысшим приоритетом и непременно на них откликаться. Но сама по себе возможность заявить о несчастье во всеуслышание стоила многого. Первые такие сообщения передавались словесно, в кодификации Морзе. Именно этим способом в феврале 1900 года в районе Готланда, где под руководством профессора Попова строилась система островных радиостанций, в эфир была отправлена радиограмма о терпящих бедствие рыбаках — их принял на борт ледокол «Ермак», и это был первый случай, когда радиосвязь помогла спасти человеческие жизни.

Тем не менее недостаток сообщений «в свободной форме» был очевиден: во‑первых, языковые проблемы, во‑вторых, неоднозначность самого текста, в котором не всякий сразу распознает призыв о помощи. Нужен был короткий, узнаваемый интернациональный символ. И такой символ вскоре придумали: компания Гульельмо Маркони предложила использовать для сигналов бедствия аббревиатуру CQD (Сome quick, danger! — «Приходите скорее, опасность!»). Другие производители радиотехники предписывали использовать собственные коды, но Marconi’s Wireless Telegraph Co. в начале XX века была крупнейшей фирмой по производству радиопередающих устройств, поэтому ее сигнал на какое-то время де-факто стал стандартом.

На проходившей в 1903 году в Берлине первой Международной радиотелеграфной конференции было предложено отказаться от CQD, первые две буквы которого соответствовали коду общего вызова железнодорожников и нередко вызывали путаницу. Но ни один из альтернативных вариантов — ни SSSDDD, ни NC, соответствующий сигналу бедствия в семафорной азбуке, — так и не был утвержден. Вторая конференция, проводившаяся там же четыре года спустя, оказалась более плодотворной. Представителями немецкой компании «Арко» был предложен сигнал SOE. В ходе обсуждения букву E (которая в азбуке Морзе передается в виде единственной точки и легко может потеряться в помехах) поменяли на S. Кроме того, для скорости передачи и большего отличия было решено отказаться от пауз между буквами. Новый сигнал получился симметричным, легко запоминающимся и узнаваемым: …---…

На сегодняшний день спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов КОСПАС-SARSAT, впервые запущенная в 1982 году, является лишь частью более сложного комплекса GMDSS. В рамках системы функционирует ряд низкоорбитальных и геостационарных спутников, с помощью которых в период с 1982 по 2010 год было спасено 30713 человек (8387 происшествий), больше половины которых (56%) произошло на море. Радиомаяки КОСПАС-SARSAT делаются не только для морских судов, но и, например, для туристов. Задействовав радиомаяк, его следует разместить как можно выше. При первом использовании он должен проработать как минимум три часа, чтобы сигнал успели зафиксировать два спутника.

Сигнал SOS прижился далеко не сразу. Компания «Маркони» продолжала пользоваться собственным CQD (-.-. ---.- -.); она владела обширной сетью береговых радиостанций на Британских островах и в Северной Америке, и штатным радистам компании запрещалось выходить на связь с судами, оборудованными станциями других производителей. Первым кораблем, отправившим в эфир SOS, стал печально известный «Титаник», — и именно после этой истории, прогремевшей на весь мир, сигнал SOS, наконец, получил признание. С тех пор он остается неизменным, однако в течение первой половины XX века было принято несколько предписаний, способствующих более простому и надежному приему сигналов бедствия: осуществлять радиовахту круглосуточно, иметь на борту аварийную радиостанцию, дважды в час устраивать трехминутные периоды молчания на «частоте бедствия» (500 кГц).

Существует довольно много вариантов расшифровки SOS как аббревиатуры, в основном англоязычных: save our souls («спасите наши души»), stop other signals («прекратите другие сигналы») — но ни одна из них не соответствует действительности. SOS — это не сокращение, а единый символ.

Аналог SOS для голосовой связи — международный сигнал бедствия Mayday, который передается трижды, чтобы нельзя было спутать ни с чем другим. Вопреки распространенному заблуждению, это слово не переводится как «майский день», а произошло от французского venez m’aider («придите мне на помощь»). В случае, когда судно нуждается в помощи, но непосредственной угрозы жизни нет, передается другое кодовое слово — Pan-pan (или Pan-pan-medico, если нужна медицинская помощь). Этот сигнал имеет приоритет более высокий, чем другие радиосигналы (услышав его, надо на время прекратить всякую радиосвязь), но ниже, чем Mayday и SOS.

Во многих странах использование сигналов бедствия без необходимости считается преступлением.

Сигналы бедствия в XXI веке

К середине XX века, когда вокруг Земли полетели первые спутники и стало возможно обозреть всю поверхность планеты, радиосигнал SOS очевидно устарел.

Спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов (не только морских, но и воздушных), получившая название КОСПАС-SARSAT, заработала в 1982 году. В ее создании принимали участие СССР, США, Франция и Канада. С радиомаяка, размещенного на аварийном объекте, передается сигнал, который ловится спутником (в настоящее время их шесть на низкой орбите и восемь на геостационарной) либо наземной станцией, после чего сообщение о бедствии поступает в координационный центр, где принимают решение о проведении спасательной операции.

Следующая, еще более совершенная система создавалась, чтобы полностью заменить SOS. Ее названием стала аббревиатура GMDSS (ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности). Эта система разрабатывалась и поэтапно внедрялась на протяжении двух десятилетий и к 1999 году была принята повсеместно.

GMDSS — это комплекс, включающий геостационарные спутники систем КОСПАС-SARSAT и Inmarsat, судовые радиостанции с функцией цифрового селективного вызова, способные работать на прием и передачу в автоматическом режиме, радарные транспондеры и аварийные радиомаяки. Помимо своей основной задачи- передачи сведений о терпящем бедствие судне на ближайшие к нему суда (с точностью координат до 200 м) — она сообщает о происшествии береговым спасательным службам и транслирует информацию, необходимую для обеспечения безопасности, в частности штормовые предупреждения и прогнозы погоды.

Морская поверхность Земли в этой системе поделена на четыре зоны: A1 — зона доступности береговых УКВ-радиостанций (40 морских миль = 74 км); A2 — зона доступности береговых СВ-радиостанций (150 морских миль = 278 км); A3 — вся остальная поверхность мирового океана между 70 °C.ш. и 70°ю.ш. в зоне видимости спутников; A4 — район Северного и Южного полюсов, где спутники уже не видят.

Все суда, подпадающие под юрисдикцию Международной конвенции о безопасности человеческой жизни на море (SOLAS), должны иметь оборудование GMDSS, причем его набор зависит от зоны, в которой ходит судно, и обязательно должна обеспечиваться возможность передать сигнал бедствия как минимум двумя различными способами.

Для потерпевших крушение на суше

Потерявшиеся на суше имеют значительно более широкие возможности для спасения. Помимо системы КОСПАС-SARSAT и мобильного телефона, туристам помогут визуальные сигналы бедствия: пиротехника, сигнальное зеркало, световые сигналы фонариком (ксеноновую лампочку видно за 10 км, обычный фонарик — за 2−4 км). В конце концов, для пролетающей авиации можно выложить на земле неподалеку от лагеря сообщение, для этого существует специальная международная кодовая таблица. Но лучше всего — просто не теряться!

Статья «Спасите наши души» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2012).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.