Памятка ответственного гражданина: избирательная система, подсчет голосов, «электронные урны» и грязные технологии.

Образец протокола работы участковой избирательной комиссии
КОИБ-2010: на крышке лежит внешняя клавиатура и кабели. Фотография Михаила Рейнгольда
Комплект двух связанных КОИБ-2010, кросс-кордом, master и slave) Тот, что слева — собран наполовину, для обучения операторов
Приемное устройство КОИБа не сильно отличается от крышки обычной урны для голосования
Не смущайтесь, если «электронная урна» окажется непохожей внешне на КОИБ-2010: в разных версиях они выглядят совсем по‑разному
На некоторых участках могут быть установлены и КЭГи — автоматизированные комплексы для голосования с сенсорным вводом, без какого-либо использования бумажных бюллетеней. Такие КЭГи локальны — то есть, не имеют связи с Интернетом и другими сетями, что ограждает их от внешних атак
Все подсчеты голосов на уровнях выше участковой комиссии проходят через ГАС «Выборы»
Работают гражданские активисты: страсти к нынешним выборам раскалились нешуточные

ГД ФС РФ

Высшим представительным и законодательным органом нашей страны является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — нижней, Государственной Думы, и высшей — Совета Федерации. Совет Федерации включает по два представителя от каждого субъекта РФ, а Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

С недавних пор срок действия депутатских полномочий составляет 5 лет. Возглавляет Думу председатель, который избирается депутатами в ходе тайного голосования. Все техническое, правовое, бытовое, финансовое и прочее обеспечение осуществляет аппарат Госдумы.

Теоретически, депутаты должны работать в постоянно действующих комитетах, рассматривающих соответствующие вопросы — от безопасности и строительства до науки и помощи ветеранам — и готовящих нужные законы и поправки. Кроме того, в особых случаях в Думе образуются временные комиссии для решения конкретных задач — например… борьбы с коррупцией.

Выборы

Депутаты Государственной думы избираются в ходе всеобщего, равного и прямого тайного голосования по партийным спискам, при проходном барьере 7%. Считается, что проходной барьер защищает парламент от излишней фрагментации, но с другой стороны, он снижает отражение представленными в палате партиями реального расклада сил в обществе. Чаще низкие барьеры характерны для устоявшихся демократий — например, в Турции барьер составляет 10%, а в Нидерландах — 0,67%. Начиная с выборов 2016 г. барьер и у нас должен быть понижен до 5%.

Право быть избранным в представительный орган власти (в том числе и Думу) гражданин России получает в 21 года, право избирать — с 18 лет. Всего в России проживает около 100 млн зарегистрированных избирателей, на которых приходится чуть меньше 100 тыс. избирательных участков. В городах на каждый участок приходится по 1,5−2 тыс. человек, а в сельской местности — менее 1 тыс. Имеются и «закрытые» участки — при больницах, тюрьмах, военных частях — со сравнительно небольшим числом избирателей, зато высокой явкой.

На каждом участке работает своя избирательная комиссия (УИК), подчиненная территориальной избирательной комиссии (ТИК). Возглавляет всю эту машинерию Центральная избирательная комиссия из 15-ти членов. Их по пять человек назначают Президент, Совет Федерации и Дума. Вплоть до 2007 г. выборы в российскую Госдуму проходили по смешанной избирательной системе: половина депутатов выбиралась по мажоритарной, а половина — по пропорциональной.

При мажоритарной системе выбираются кандидаты, получившие большинство голосов на своем избирательном участке. Главным достоинством этой системы называется возможность пройти в парламент самовыдвиженцам, мелким партиям и местным активистам, которые в своей работе вынуждены защищать интересы своего округа. С другой стороны, она считается особенно опасной с точки зрения нарушений — подкупа избирателей и других подтасовок. Ранее и в Госдуму России половина депутатов попадала по таким одномандатным округам, теперь же принята чисто пропорциональная система.

При пропорциональной системе депутатские корочки вручаются кандидатам, баллотирующимся списками, пропорционально голосам, поданным за них (и если список преодолел определенный процентный барьер). Считается, что такая система позволяет добиться справедливого пропорционального представительства в парламенте, а при достаточно низком проходном барьере она обеспечивает и представительство мелких партий. При этом и у нее есть свои недостатки и «узкие» места — например, технологий «паровоза», при котором возглавляют список популярные личности, которые увеличивают его популярность, а затем отказываются от своих мандатов и освобождают места для неизвестно кого из «хвоста» списка. Кроме того, ослабляется связь депутатов со своими округами.

Кто против?

В некоторых странах (в России — с 1991 по 2006 г.) в бюллетени включается и пункт для желающих участвовать в голосовании, но не поддерживающих ни одного из кандидатов. Поучительно, что если у нас он традиционно звучит «Против всех», то за рубежом формулировка имеет несколько иной и более корректный смысл — например, None of the Above («Никто из вышеперечисленных») в Великобритании.

Принято считать, что протестный голос позволяет избирателям выразить несогласие с имеющимся списком кандидатов или политической системой в целом, а количество таких голосов позволяет государству следить за степенью легитимности своих институтов в глазах общества. Однако в нынешнем году на выборах в Госдуму ни избирателям, ни государству такой возможности не оставили — если только не считать формой протеста полный отказ от участия в выборах.

Однако в нашем случае важно помнить, что на выборах не действует и минимальный порог явки: они будут признаны действительными при любой активности избирателей. Кроме того, воздержание, на деле, сохраняет существующее положение вещей: голоса всех не участвовавших, так же как и всех «протестовавших» испорченным бюллетенем, должны быть распределены в той же пропорции, как они были отданы пришедшими на избирательные участки.

Аналогично поступят и с голосами, отданными за одну из партий, не прошедших 7-процентный барьер. Например, если партии А, Б и В прошли в парламент, получив по 40, 30 и 20% голосов, то оставшиеся 10% будут распределены между ними в пропорции 4:3:2, и фактически партия А получит примерно 44,4% мест в парламенте, Б — 33,3%, а В — 22,2%. Правда, партиям, набравшим на нынешних выборах 5−6%, обещают одно, а 6−7% - два собственных места в парламенте.

Голоса счет любят

Официальные итоги по субъектам федерации должны быть подведены не позднее 8 декабря, в целом по стране — не позднее 19-го. Ну а главный акт драмы назначен на 4 декабря, хотя в отдаленных и труднодоступных местностях (с общим числом избирателей около 150 тыс.), а также за рубежом голосование стартовало за две недели до того. Избирательные участки будут работать с 8 и до 20 часов, после чего начнется подсчет голосов.

По закону процедура эта должна проходить открыто и гласно и не заканчивается, пока не будут подсчитаны все голоса, а итоги подведены и оглашены членам комиссии и наблюдателям. Кроме того, при подсчетах могут присутствовать кандидаты или представители зарегистрированных партий.

Для начала члены УИК должны проверить пломбы на урнах для голосования и вскрыть их, после чего — если параллельно идут выборы в несколько разных органов — смешать бюллетени из разных ящиков и рассортировать их по виду выборов. Затем начинается самое важное — сортировка бюллетеней по голосам и отбраковка испорченных. Недействительными признаются, прежде всего, бюллетени, не имеющие никаких отметок в квадратах, либо имеющие больше одной такой отметки. Сомнительные откладываются, и рассматриваются членами УИКа отдельно, в самом конце процедуры.

Сортировка должна происходить у всех на глазах, и так, чтобы присутствующие лица могли разглядеть отметку, оставленную избирателем. Члены УИК называют отметку и демонстрируют бюллетень окружающим, после чего складывают в одну из пачек. При этом им запрещено иметь при себе какие-либо письменные принадлежности, чтобы случайно или намеренно не проставить отметку за несознательного избирателя. Затем производится подсчет, последовательно каждой пачки, и сверка полученных цифр с контрольными.

Доверено электронике

Некоторые избирательные комиссии — по заявлению ЦИК, таких около 10% - дополнительно оснащены электронными комплексами обработки бюллетеней — КОИБами, известными также под названием «электронная урна». Они позволяют автоматизировать процесс подсчета бюллетеней: аппарат сканирует бумажный бюллетень, определяет, кому был отдан голос, заносит в свою базу данных, а затем позволяет легко провести все требуемые по закону процедуры, вплоть до распечатки протокола работы УИК и отправки результатов в ТИК.

КОИБы разработаны и производятся на знаменитом петербуржском оптико-механическом заводе ЛОМО: предложенные им системы прошли серию испытательных процедур и уже несколько лет выпускаются серийно. Новейшая модификация называется КОИБ-2010. В режиме голосования КОИБы работают попарно, с общей дублированной базой данных: если один из них по каким-то причинам выйдет из строя, голосование продолжится. К каждой такой паре может подключаться принтер.

Каждая «электронная урна» состоит из полупрозрачного ящика-накопителя для бюллетеней и приемного устройства. Здесь имеется не только сканер, но и собственный процессор, память (в том числе и постоянная, для хранения данных), слоты для внешних карт памяти. Настройка и переключение режимов производятся с помощью небольшой клавиатуры; аппаратура работает на базе ОС Linux. Вывод производится на простейший — однострочном — ЖК-дисплее: в режиме голосования он показывает общее количество поданных бюллетеней.

Из-за вполне понятных опасений о том, что работа «электронных урн» совершенно непрозрачна для наблюдателей предусмотрена процедура, в соответствии с которой на каждом двадцатом оборудованном КОИБами избирательном участке голоса параллельно пересчитываются и вручную. Так что если некий злоумышленник умудриться влезть в защищенную сеть и «подкрутить» КОИБы, факт этот должен вскрыться. Ну а в норме все дальнейшие подсчеты — начиная с уровня ТИКов — производятся только в электронном виде, с помощью автоматизированной системы (ГАС) «Выборы».

Не давите на ГАС

Государственная автоматизированная система «Выборы» охватывает всю территорию страны, от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Анадыря до Махачкалы. Начиная с 1995 г., когда президент подписал соответствующий указ, всеми вопросами создания, совершенствования и использования ГАС «Выборы» занимается специальный Федеральный центр информатизации (ФЦИ) при ЦИК России. Головным разработчиком системы выступил НИИ «Восход», где создаются и другие информационно-телекоммуникационные системы и сети для нужд государства.

ГАС «Выборы» была принята в постоянную эксплуатацию в 2000 г., после ряда испытаний и тестовых «прогонов» на выборах. Но и с тех система постоянно дорабатывается и развивается — а поддерживают ее работу более 3 тыс. специально сертифицированных администраторов. Всего ГАС обслуживает 5611 автоматизированных рабочих мест в ТИКах, 890 рабочих мест на уровне избиркомов субъектов федерации и еще 678 мест в самом ЦИКе.

Выполнение функций ГАС «Выборы» — сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации для подготовки и проведения выборов и референдумов, доведение ее до избирателей — обеспечивают 12 согласованно работающих подсистем.

• Подсистема автоматизации избирательных процессов. Именно она автоматизирует работу избиркомов разных уровней. Деловое производство и документооборот избиркомов обеспечивает отдельная подсистема автоматизации административной деятельности.

• Подсистема «Регистр избирателей, участников референдума». Собирает и обрабатывает данные избирательных списков. По состоянию на март 2008 г. в нее было внесено 105,8 млн избирателей.

• Подсистема контроля финансирования политических партий. Здесь набираются данные обо всех поступлениях и расходах участников выборов.

• Подсистема связи и передачи данных. Организована иерархически, начиная от УИКов и ТИКов, с узлами на уровне избиркомов субъектов федерации и центральным узлом в ЦИКе. Последний уровень связи полностью обеспечен цифровыми каналами, идет их внедрение и на низших уровнях. И, разумеется, все передачи защищены криптографическими алгоритмами.

• Информационно-справочная подсистема обеспечивает публикацию информации из ГАС во внутренней сети избирательной комиссии и дает доступ к ней для членов избиркомов.

• Интранет-портал открыт для доступа только членам избиркомов и оперативно отражает информацию из ГАС — здесь, в частности, должны публиковаться данные протоколов и сводных таблиц всех избирательных комиссий.

• Подсистема управления и контроля функционирования и подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания обеспечивают работоспособность ГАС и ее подготовку к работе в разных режимах, в том числе в режиме голосования.

• Подсистема обеспечения безопасности осуществляет не только криптографическую защиту, но и антивирусную, а также предотвращение несанкционированного доступа и обеспечение достоверности информации.

• Наконец, имеется подсистема и для обучения персонала, работающего с ГАС, где учащиеся могут получить доступ к электронным учебникам и тестам.

Работать с системой начинают еще за 3−4 месяца до начала выборов. В нее вводится актуальная информация по законодательству, и участвующих в выборах объединениях и кандидатах. Кроме того, готовится календарный план действий и актуализируются списки избирателей. Начинается ввод данных о финансировании кандидатов и объединений, готовятся макеты бюллетеней и удостоверений кандидатов и членов избиркомов.

Завершается работа ГАС спустя пару недель после дня выборов: идет окончательный пересчет и печать протоколов, подготовка депутатских удостоверений, обработка платежей и финансовых отчетов.

Грязные технологии

Как правило, способы незаконно повлиять на результаты волеизъявления народа, просты и незатейливы. Специалисты выделяют несколько их категорий: фальсификация результатов; использование административного ресурса; подкуп избирателей; провокации; компрометация соперников и информационная блокада. А впрочем, беглое изучение пресловутых «грязных предвыборных технологий» наводит на мысль, что здесь маловато технологий — зато предостаточно грязи. Назовем лишь самые известные из них.

• «Вброс». Подкладывание заранее заполненных (а порой и подделанных) бюллетеней в ящик для голосования. Именно таким путем нередко используют нечистые на руку члены избиркомов бюллетени не пришедших на выборы: достаточно подделать подпись избирателя в получении листа для голосования.

• «Карусель», или «Река». Подкупленный избиратель приходит с уже «правильно» заполненным бюллетенем, бросает его, а свой выносит незаполненным для дальнейшего использования.

• «Вавилон». Требование у зависимого или подкупленного избирателя продемонстрировать фотографию бюллетеня с отметкой возле фамилии «правильного» кандидата.

• «Двойник». Выдвижение подставного кандидата с именем, идентичным или напоминающим имя соперника.

• «Брак». Чрезвычайно хитрый метод, заключающийся в намеренном изготовлении части тиража бюллетеней с едва заметным нарушением — скажем, точкой в «правильном» квадрате для голосования. Если избиратель проголосовал, поставив отметку в этом квадрате, «брак» виден не будет, и бюллетень признается действительным. Если же отметка стоит в «неправильном» квадрате, бюллетень автоматически считается недействительным, поскольку в нем стоят две отметки.

• «Порча бюллетеней». Похоже на предыдущий вариант, только порча «неправильно заполненных» бюллетеней совершается уже в ходе их сортировки и пересчета. Ручкой.

• «Закрытый ресурс» или «Дисциплинарное голосование». Принуждение контингента специфических избирательных участков — военных частей, больниц, тюрем — к голосованию за нужного кандидата.

• «Гастарбайтеры». Использование бюллетеней избирателей, выехавших на заработки в другой регион или другую страну.

• «Мертвые души». Внесение в базу данных сведений о несуществующих избирателях и использование их голосов.

Надеемся, нашим читателям не придется столкнуться с подобными махинациями, и все мы через пару дней выполним свой гражданский долг: придем в свою участковую избирательную комиссию и проголосуем за любую партию. Ведь теперь мы представляем, как там все устроено.