Для самых тяжелых работ требуется гусеничный транспорт. Преимущества его перед колесным очевидны, однако в жертву мощности и проходимости нередко приходится приносить мобильность и маневренность. Инновационный тип гусениц, представленный японскими робототехниками, позволяет гусеничному роботу даже двигаться боком.

Дистанционно управляемый прототип был представлен на выставке Innovation Japan 2011 группой профессора Канеко Хигасимори (Kaneko Higashimori). В основе его — идея «всенаправленного колеса» Omni-Ball, который разработчики продемонстрировали несколькими годами ранее.

Как можно видеть на одной из иллюстраций слева, колесо Omni-Ball состоит из двух полушарий, связанных короткой осью. Вращаться они могут как независимо, так и «в тандеме», как части целостного шара. В итоге получается колесо, имеющее две оси вращения, которое обеспечивает действительно легкое передвижение во всех направлениях, мобильность и экономию энергии.

Теперь из этой концепции выросла и «всенаправленная гусеница» Omni-Crawler. Сама гусеница, как и у обычных тракторов, крепится на колесную основу — только здесь это три шара Omni-Ball. Управляя их вращением, робот контролирует направление движущей силы и, в итоге, своего перемещения. Впрочем, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть.

«Если обычному гусеничному транспорту, — поясняет один из разработчиков Omni-Crawler, — чтобы точно расположиться в узком пространстве, требуется несколько поворотных движений вперед и назад, то наш может просто сместиться боком… все это позволяет существенно экономить время и энергию». На выставке авторы представили целый ряд возможных воплощений своей технологии, в том числе и гусеничный аппарат для исследования далеких планет. Что выглядит особенно уместно с учетом всех злоключений, с которыми приходится сталкиваться, скажем, малоподвижным марсоходам. Читайте: «Подвиг марсохода».

По сообщению DigInfo