Каждый из нас умеет вязать узлы. Как минимум один. Или два-три. Надеемся, что, прочитав эту статью, вы освоите еще несколько полезных узлов

Он же прямой, он же геракловый, он же правильный, он же матросский, он же обычный узел. Наверное, это самый известный из всех узлов. Во времена парусного флота он использовался для связывания риф-сезней при взятии рифов (то есть оперативного уменьшения площади паруса при посвежевшем ветре). А вот связывать этим узлом два троса примерно одинакового (и тем более разного) диаметра, как это советуют во многих книгах, не рекомендуется: узел имеет обыкновение «ползти» под сильной тягой, особенно на синтетических тросах и когда намокнет. Но в бытовых целях (например, для завязывания шнурков) этот узел вполне подходит.
Шкотовый узел Шкот — это снасть, предназначенная для управления парусом. Крепится за нижний (шкотовый) угол (или за два, если парус прямой). Шкотовым узлом крепят шкот к кренгельсу (петле) паруса. Этим узлом можно связывать два троса одинакового или разного диаметра, но надежно он держит только под тягой. На скользких синтетических тросах этот узел скользит, так что лучше его не использовать.
Булинь Он же беседочный узел, неофициально называемый «королем узлов». Это очень простой, но совершенно надежный узел, образующий незатягивающуюся петлю. Используется обычно в качестве страховочной обвязки при работе на высоте. Ни петля, ни сам узел не затягиваются под тягой, не скользят, при этом узел легко развязывается. Булинь также можно использовать в качестве самого надежного средства связывания двух тросов — причем не только существенно разного диаметра, но и из совершенно разных материалов.
«Восьмерка» «Восьмерка» — классический узел для утолщения троса. Завязанная на конце троса «восьмерка» работает как стопор, предотвращая выдергивание троса из шкива или из отверстия. «Восьмерка» также служит основой нескольких похожих узлов — фламандского для надежного связывания двух тросов (даже нескольких синтетических) и незатягивающейся фламандской петли.
«Баранья нога» (в английском варианте sheepshank) В русской морской терминологии встречается вариант названия «колышка». Основная задача этого узла — временное укорачивание длины троса без его разрезания, чтобы лишний трос не путался под ногами. Еще одно свойство этого узла состоит в том, что средний кусок троса не несет никакой нагрузки. Это дает возможность «исключать» некоторые подозрительные или дефектные места троса из силовой цепочки. Узел хорошо держит только под тягой, без тяги он самопроизвольно развязывается.

Возьмите в руки веревку. Нет, ничего не надо делать специально. Чувствуете, руки сами начинают вязать на ней узлы? Это дают о себе знать древние инстинкты тысячелетней давности — охотника, рыболова, воина, купца или моряка — наших предков, которые изобрели узлы для того, чтобы упаковывать пищу, привязывать вещи, перетаскивать грузы, ловить животных и обездвиживать врагов. Конечно, сейчас умение вязать узлы уже далеко не всегда требуется для выживания, однако это искусство остается непременным атрибутом некоторых профессий и занятий. Для туристов и альпинистов, рыболовов и охотников, врачей, строителей, монтажников и, разумеется, моряков умение вязать различные узлы по‑прежнему является важной частью профессионального мастерства.

Просто привязать

Несмотря на весь прогресс в области технологий изобилие всевозможных фабричных зажимов, скоб, хомутов, клипс и других типов специализированных и универсальных креплений, даже сейчас зачастую самый удобный и надежный способ закрепить какой-нибудь предмет в багажнике машины, на палубе катера или в грузовом прицепе — просто привязать его прочным тросом.

От науки для развлечения

Узлами интересуются не только те люди, которые зарабатывают себе на жизнь физическим трудом. В математике существует теория узлов, изучающая, говоря научным языком, вложения одномерных многообразий в трехмерное евклидово пространство.

Физики, более приближенные к жизни, изучают вполне практиче­скую проблему спонтанного образования узлов на струнах со свободными концами, хорошо знакомую всякому, кто хоть раз носил в кармане наушники-вкладыши (практических успехов в окончательном решении этой проблемы, правда, пока нет, хотя статистика накоплена).

Ну и наконец, вязка узлов прекрасно успокаивает нервы и предоставляет широкий простор для развития логического мышления и воображения. И, согласитесь, просто отличное развлечение.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2011).