В Индонезии проектируется система уличного освещения, фонари в которой включаются при приближении автомобиля — и снова выключаются за ним, удерживая машину в «световом коконе» и не тратя лишнюю энергию.

Схема прототипа системы: все очень просто
Ночная улица: если вдуматься, и в самом деле, сколько энергии тратится впустую!

Индонезийская Джакарта — один из крупнейших городов мира, сравнимый с нашей Москвой. По числу жителей (более 10 млн) он считается самым населенным в юго-восточной Азии и 10-м в мире. Неудивительно, что ночное освещение обходится городу в копеечку. На улицах Джакарты имеется больше 200 тыс. фонарей, которые потребляют энергии на 17 млн долларов ежегодно. Но и этого огромному мегаполису недостаточно. В ближайшие годы число фонарей планируется увеличить вдвое — и желательно, максимально сэкономить.

Именно это побудило местных ученых предложить городским властям действительно инновационный проект по созданию сети «умного» освещения, фонари которой работают лишь в те минуты, когда в них есть нужда. Ориентируясь на датчики движения, лампы ее будут включаться при приближении автомобиля, а после того, как он проехал, выключаться.

Авторы проекта даже сконструировали демонстрационный прототип — с использованием игрушечной машинки, за перемещениями которой следит обычная видеокамера, связанная с компьютером, который управляет включением-выключением лампочек по ходу движения автомобиля. В ходе испытаний даже такая простая система успешно среагировала на автомобиль в 91% случаев при движении на скорости до 3,3 км/ч (правда, при разгоне до ужасающих 4,98 км/ч этот показатель упал до 77%).

Разумеется, это только первый простейший шаг. В реальной жизни от такой системы требуется стопроцентная надежность и при намного больших скоростях, однако при использовании более совершенных датчиков авторы уверены, что довести ее до нужного уровня не составит проблемы. Останется лишь отработать все возможные на дороге ситуации, включая движение нескольких автомобилей с разными скоростями и направлениями, присутствие мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов, различные погодные условия и так далее.

Отдельно предстоит исследовать влияние такой системы на безопасность дорожного движения, ведь пока трудно сказать, как все это скажется на поведении его участников. И, наконец, стоит оценить, действительно ли ее использование будет выгодно, с учетом стоимости установки и поддержки всей необходимой техники.

Читайте также краткую историю искусственного освещения: «Да будет свет!»

По публикации Physics ArXiv Blog