«Майбах» для велосипедиста: энергия

«Майбах» для велосипедиста: энергия

Адреналин можно получать по‑разному: прыгать с парашютом, заниматься виндсерфингом, кататься на роликовых коньках. Но искусственная стрессовая ситуация далеко не единственный способ достижения цели. Адреналином можно накачаться по самую макушку, просто демонстрируя окружающим свои активы — как физические, так и финансовые. Компания PG-Bikes делает для этого велосипеды. Или скутеры. Или еще что-то — толком и не разберешь…

Самое смешное, что первым делом Питер Хлопецки, генеральный директор российского представительства компании, сказал нам: «Нет, нет, мы не продаем электровелосипеды. И мотоциклы не продаем. Мы продаем стиль жизни». Он прав: PG-Bikes в своем сегменте рынка равнозначны, например, «Мини-Куперу» или «Харли-Дэвидсону». Человек, готовый приобрести такой байк, уже занимает не последнее место в общественной иерархии, а разработчики PG-Bikes позволяют ему показать себя с новой стороны.

Никакого преувеличения здесь нет. Во время тест-драйва одной из моделей с нами произошел такой инцидент. Едем мы втроем на красивых электровелосипедах, останавливаемся на светофоре, и вдруг стекло стоящего рядом внедорожника опускается. Оттуда появляется небритое лицо с круглыми глазами: «Эй, ребята, а они, что, сами едут? На электричестве?» Питер рассказывает, что это нормальная ситуация. Как же не обернуться, когда мимо проезжает человек на PG-Bikes. «Невозможно спокойно от дома до работы добраться», — смеется Питер, демонстрируя нам собственный BB-Sweeper- огромный, ярко-красный, в форм-факторе американского чоппера.

Конечно, основной козырь этих велосипедов — внешняя красота и эффектность. Но техническая сторона тоже стоит того, чтобы на ней остановиться чуть подробнее.

Техника на грани

Все двухколесные транспортные средства PG-Bikes делятся на три типа. Первый — обычные кастом-велосипеды: эффектные, сделанные в стиле ретро, с витиеватыми рамами. Второй — гибридные байки: электродвигатель включается, когда велосипедист начинает вращать педали. Третий — двухколесные машины, сделанные по запатентованной схеме BlackBlock. Они гораздо ближе к электрическим скутерам, чем к велосипедам. О них-то и пойдет речь.


Электровелосипеды

Сегодня электровелосипеды как средство транспорта приобретают всё большую и большую популярность. Их производят как ведущие мировые велокомпании (например, Trek), так и безвестные китайские ноунеймы. В среднем электровелосипед стоит в три раза дороже своего обычного «собрата». В отличие от большинства видов транспорта, оборудованных двигателем, на управление электровелосипедами не требуются права.

Наиболее распространённая схема привода современного серийного электровелосипеда — система «мотор-колесо». Двигатель попросту монтируется в ступицу переднего или заднего колеса; включается он, «чувствуя» вращение педалей. Распространены также наборы в духе «сделай сам» (например, китайские Golden Motor и Crystalyte). Приобретя такой набор, можно поставить на электрическую тягу любой велосипед.


Рецепт по изготовлению BlackBlock довольно прост. Берем красивый велосипед, ставим на него аккумулятор и электродвигатель. Получается электроскутер в форм-факторе велосипеда. Управление газом — как у обычного скутера или мотоцикла, правой рукояткой (грипсой) на руле. Слева — переключатель скоростей (многоскоростная втулка с планетарным механизмом, вся система спрятана внутри). Возникает естественный вопрос: а зачем вообще педали и какое право имеет эта машина называться велосипедом?

Ответов несколько. Во‑первых, если у вас закончится заряд батареи, вы всегда сможете добраться до дома на мускульной тяге. Во‑вторых, при одновременном вращении педалей и использовании двигателя скутер заметно экономичнее. Но это не более чем официальные объяснения представителей компании. Мы пришли к совершенно другому выводу: педали на PG-Bikes — исключительно дань традиции. Надо же как-то оправдать гордое имя «велосипед».

Среди серийных велосипедов PG-Bikes Blacktrail претендует на место в Книге рекордов Гиннесса по целому ряду параметров — пробегу, максимальной скорости, стоимости, массе. Максимальная скорость — 100 км/ч, пробег на одной зарядке — 200 км.

Собственно, когда я пытался стартовать, вращая педали, Питер сделал круглые глаза и сказал: «Что вы, не нужно! Стартуйте как на мотоцикле, рукоятью газа!» Вот тут-то и возникает неувязка. Когда мы садимся на скутер, мы ставим ноги поудобнее, включаем газ — и поехали. Когда мы едем на велосипеде, мы вращаем педали и контролируем с их помощью разгон байка. А в BlackBlock оба эти рефлекса не срабатывают! Вращать педали не нужно, но при этом и ноги удобно не поставишь. Вот и получается, что единственным реальным преимуществом странного гибрида PG-Bikes перед электроскутером является внешняя красота.

Рекордные характеристики

Впрочем, характеристики PG-Bikes завидные. Одного заряда литиево-ионного аккумулятора хватает на 180 км пробега (в идеальных условиях, без штурма бездорожья), а заряжается он за три часа от обычной розетки. Любители эстетики могут за нескромную сумму заказать и брендированную зарядную колонку на несколько велосипедов — для установки в гараже. Уважение внушает также скорость байка. В принципе, электрическая тяга позволяет разгоняться до 75 км/ч (и даже больше при установке нестандартных шестерен в планетарную втулку), но на байках стоит электронный ограничитель, поскольку европейские правила запрещают велосипедистам ездить быстрее, нежели 45 км/ч. «В России клиенты обычно просят снять ограничение, — говорит Питер, — но тогда они лишаются и гарантии». А гарантия приличная — 4 года на электросистему и 15 лет на раму. Помимо всего прочего, бортовой компьютер имеет несколько предустановленных режимов движения — от медленного и экономичного до скоростного.

Электрооборудование для PG-Bikes изготовляет немецкая компания Clean Mobile, специализирующаяся на энергоустановках для различных транспортных средств — автомобилей, мотоциклов и скутеров, и, конечно, электровелосипедов. Бортовой компьютер, помимо стандартных велофункций, показывает уровень заряда батареи и установленный режим движения (экономичный, скоростной, оптимальный). Не хватает только GPS-навигатора, но за дополнительную плату установят и его.

Одна из характеристик, правда, смущает. Это масса велосипеда. В среднем модели линейки BlackBlock весят около 40 кг — на второй этаж ежедневно не потягаешь. Соответственно, на педальном приводе ездить на дальние расстояния крайне неудобно, потому что тяжело. Но этого и не требуется.

Надо сказать, что масса самого силового агрегата не так и велика. Гораздо заметнее утяжеляют конструкцию стальная (а не алюминиевая) рама, планетарная система переключения передач и широкопрофильные покрышки Schwalbe или Kenda. Почему не алюминий? Потому что сталь позволяет изготавливать рамы любых конфигураций по любым лекалам, не руководствуясь стандартными принципами обеспечения жесткости конструкции. Можно сказать, что легкость принесена в жертву красоте.

Покрышки тоже нестандартные. Впринципе, в случае прокола можно поставить и обычную 24/26-дюймовую камеру, но далеко на ней не уедешь — слишком велика будет нагрузка с учетом высокой скорости. На большинстве моделей переднее колесо — 26-дюймовое, заднее — 24-дюймовое. Это сделано из эстетических соображений, но клиент может поставить и одинаковые колеса, конструкция позволяет.

Как и большинство производителей велосипедов, PG-Bikes делает только рамы и часть комплектующих. Блок «электродвигатель-аккумулятор» производит немецкая компания Clean Mobile, карбоновые элементы- компания UB Composites GmbH, специализирующаяся на изготовлении компонентов для болидов «Формулы-1», втулки и элементы обвеса- Shimano.

Игрушка для взрослых

Созданная восемь лет назад в Германии, компания изначально называлась Pimp Garage и занималась кастом-тюнингом велосипедов. Собственное производство немцы открыли лишь в 2008 году и достаточно быстро завоевали известность благодаря нестандартным техническим решениям и эффектному внешнему виду своих велосипедов.


Педали и электричество

Электровелосипеды сегодня выпускаются в самых различных конфигурациях, но условно их можно разделить на несколько типов в зависимости от варианта включения электродвигателя.

Первый тип, который в английской терминологии называется power-on-demand (мощность по требованию), предусматривает ручное включение электромотора и снабжается рукояткой на руле, похожей на рукоять газа на мотоциклах. Такая схема удобна для относительно тяжелых машин с аккумуляторами большой емкости и мощными электромоторами, для которых основным способом передвижения является электротяга (к таковым относятся и PG Bikes).

Второй тип характерен для «настоящих» велосипедов, где основным силовым агрегатом является мускульная сила, а относительно маломощный (200−400 Вт) электродвигатель выполняет вспомогательную роль. В этом случае имеет смысл подключать электродвигатель не вручную, а «вножную», то есть при вращении педалей. Такая схема называется английским термином pedelec (pedal electric, педально-электрические) и насчитывает несколько вариантов.

Простейший из них — это включение электродвигателя при любом вращении педалей (более продвинутая разновидность — при превышении определенной скорости вращения), такая конструкция характерна для дешевых моделей. Гораздо более совершенный вариант педально-электрического привода предусматривает наличие датчика момента силы (torque sensing), который подключает электродвигатель когда велосипедисту становится тяжело крутить педали (порог и степень «электропомощи» задаются в настройках). Велосипеды с педально-электрическим приводом обычно предусматривают рекуперативное торможение с зарядкой аккумуляторов.


Последняя разработка компании PG-Bikes — электровелосипед BlackTrail весом всего 19,8 кг, из которых 11 приходится на силовой агрегат. Углепластик, титан и кожа- три материала, использованные в конструкции BlackTrail, — говорят сами за себя. Максимальная скорость на электротяге — 100 км/ч, запас хода — 200 км, великолепный дизайн, всего 667 экземпляров ограниченной серии и цена в? 66700. Зато все будут гарантированно оборачиваться и присвистывать. А некоторых волнуют даже не технические параметры, а то, что на таком велосипеде ездит Орландо Блум или президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Первый экземпляр BlackTrail приобрел некий австрийский бизнесмен за ?120000 — двукратная переплата за право на №001 его не смутила.

Впрочем, не только BlackTrail, но и любой другой велосипед PG-Bikes имеет выгравированный на раме и двигателе индивидуальный номер, как у автомобиля. Каждый проданный экземпляр заносится в базу данных компании, которая в последствии следит за его своевременным техническим обслуживанием. Интересно, нет ли где-нибудь внутри рамы жучка для слежения за перемещениями владельца?

Велосипеды PG-Bikes заказывают крупные отели для предоставления клиентам в качестве индивидуального средства передвижения. Недавно серьезный заказ сделала одна туристическая фирма для круизного лайнера — она предполагает использовать BlackBlock при остановках в курортных портах.

Собственно, PG-Bikes считаются одним из мировых лидеров в производстве статусных велосипедов. Как часы Patek Philippe, рубашки Stefano Ricci или автомобили Maybach. На таком велосипеде не стыдно приехать даже на деловые переговоры. Правда, придется доверять его парковщику, поскольку просто поставить такое средство передвижения на стоянку страшно — уведут как пить дать. Но это необходимая плата за право быть заметным. И получать от этого заряд адреналина.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2011).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.