Запатентованы амортизаторы, вырабатывающие энергию из колебаний автомобильной подвески. Каждая кочка и каждая колдобина поможет подзаряжать аккумулятор.

Амортизатор способен вырабатывать энергию из колебаний автомобильной подвески, превращая ее в электричество и передавая на аккумулятор

По расчетам группы профессора Лэй Цзо (Lei Zuo), устройство способно обеспечить в пути экономию от 1 до 8% топлива (думается, что на дорогах России эта цифра увеличится в разы). Работу высоко оценили и другие специалисты: новинка стала лауреатом премии R&D 100 award, своего рода ежегодного «Оскара для изобретателей». О престижности премии говорит хотя бы список некоторых предыдущих ее лауреатов — изобретателей банкомата (1973 г.), ЖК-дисплея (1980 г.), никотиновых пластырей Nicoderm (1992 г.) или HDTV-технологии (1998 г.).

Амортизатор продолжает серию энергосберегающих технологий, понемногу появляющихся в новых автомобилях — таких, как рекуперативное торможение (неплохой набор таких решений представлен в Audi R8 e-tron, о котором мы писали в статье «Гибридный Ванкель»). В самом деле, статистика свидетельствует, что в США около 70% всего потребления нефти приходится на автомобили, при этом лишь 10−16% энергии топлива тратится непосредственно на перемещение автомобиля, преодоление сопротивления дороги и воздуха. Прочее уходит на торможение, рассеивается при вибрации и нагреве, и так далее. Немудрено, что разработчики ищут все новые способы увеличить эту цифру.

Амортизаторы, созданные под руководством Лэй Цзо, могут стать еще одним шагом в этом направлении. Авторы разработали и запатентовали два варианта подобной системы — линейный и ротационный. Первый представляет собой небольшую магнитную трубку, смещающуюся внутри другой полой трубки со спиралью проводника — на манер индуктивной катушки. Естественные колебания автомобильной подвески при движении приводит к движению сердечника внутри проводящей спирали, что и приводит к возникновению в ней тока. Второй вариант усложнен за счет использования компактного механизма, усиливающего смещение.

Авторы заявляют, что средних размеров легковой автомобиль на скорости около 100 км/ч позволяет генерировать таким образом 100−400 Вт, а на особенно неровных дорогах — до 1600 Вт. Ну а для грузовиков и внедорожников эта цифра может достигать и 10 КВт.

Эта энергия затем может направляться на аккумулятор или непосредственно использоваться для питания бортовой электроники (как правило, ее энергопотребление находится в пределах 250−350 Вт). Таким образом, снижается нагрузка на генератор автомобиля и в итоге экономится топливо. Нельзя также не упомянуть и о таком приятном «побочном эффекте», как большая мягкость движения, которую обеспечивает новый амортизатор, жесткость которого может регулироваться за счет использования вырабатываемой тут же, в амортизаторе, энергии.

По уверению разработчиков, их система создавалась с тем, чтобы иметь возможность интеграции прямо в существующие подвески, и установка их окупится за 3−4 года эксплуатации легкового автомобиля, или 1−2 года для грузового.

По публикации Physorg.Com