Возврат к сверхзвуку: Незабытое старое

На авиасалоне в Ле Бурже представлены проекты, воскресающие давнюю мечту о пассажирских перелетах на сверхзвуковой скорости.
Теги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тот, кому приходилось совершать дальние авиаперелеты, понимает, насколько утомительно бывает проводить долгие часы в воздухе. Еще в ХХ веке предпринимались попытки сократить это время, создав полноценный сверхзвуковой пассажирский самолет: достаточно назвать легендарный советский лайнер Ту-144 или англо-фрацузский Concorde, даже успевшие побывать в коммерческой эксплуатации. Однако исключительно высокая цена билетов и ряд громких аварий сделали их карьеру недолгой. И лишь сегодня авиапроизводители возвращаются к проектам создания подобных самолетов — уже на новом, современном уровне.

На нынешнем авиационном биеннале в Ле Бурже представлено сразу два таких проекта. Первый из них представил европейский консорциум EADS, под рабочим названием ZEHST. Предполагается, что самолет будет вмещать 50−100 пассажиров и развивать скорость до 5029 км/ч, поднимаясь на высоту до 32 км. Пара турбореактивных двигателей обеспечат ZEHST взлет и посадку, а также разгон до 0,8 М, после чего в дело вступят ракетные разгонные блоки, ускоряя самолет до 2,5 М. Для самых больших скоростей, до 4 М, будут действовать уже прямоточные двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну а следом за ZEHST был представлен и британский проект компании HyperMach, сверхзвуковой аппарат SonicStar, не столь масштабный, но оттого не менее интересный. Способный двигаться с крейсерской скоростью 3,5 М (порядка 3−4 тыс. км/ч) и на высоте до 19 км, через Атлантику такой самолет перемахнет за какие-то пару часов. В движение аппарат будут приводит двое двигателей S-MAGJET, которые потребляют почти на треть меньше топлива, чем двигатели Rolls Royce 593, использовавшиеся на лайнерах Concorde. Эти гибридные сверхзвуковые двигатели без форсажной камеры используют для работы электроэнергию, которую вырабатывают сверхпроводниковые генераторы, которым, в свою очередь, энергию поставляет сжигаемое в камере топливо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Титановая структура фюзеляжа будет дополняться композитным покрытием, а передние и задние кромки, наиболее подверженные нагрузкам и температурным воздействиям, планируется сделать из титаново-никелево-кобальтового сплава. В длину аппарат будет иметь 68,8 м при размахе крыльев 22,5 м. В нем смогут разместиться от 10 до 20 VVIP-пассажиров (да, маркетологи HyperMach используют дополнительную V, чтобы подчеркнуть «виповость»), для которых на борту планируется установить ряд роскошных и комфортных элементов и систем. Ожидается, что первый полет SonicStar состоится ровно через десять лет.

По публикации Gizmag