На сегодняшний день в столице более 4 млн автомобилей. Неудивительно, что, когда в выходной день автолюбители направляются на дачу, средняя скорость на загородных шоссе редко превышает 20 км/ч. Во всей России пока что зарегистрировано всего 1500 единиц авиации общего назначения, то есть частных самолетов. Поэтому также неудивительно, что в небе пробок нет. А комфортная средняя скорость для авиапутешествия на сверхлегком самолете — 180 км/ч. Звучит заманчиво, не правда ли?
Выход в открытое небо: Авиация

В нашей стране любительская авиация только начинает развиваться. Само понятие частного самолета все еще ассоциируется с кинозвездами, а слово «пилот» — с летным училищем и серьезной профессией на всю жизнь. В лучшем случае сверхлегкие летательные аппараты воспринимаются как престижное хобби, но никак не транспортное средство. А между тем уже сейчас в России действует примерно 300 аэродромов, из них только в Подмосковье более 10. Отлетав 42 учебных часа и получив лицензию пилота-любителя, любой желающий может открыть для себя мир авиапутешествий по стране. Особенно после того, как полгода назад власти, образно выражаясь, открыли небо для народа.

Еще совсем недавно в воздушном пространстве РФ действовала разрешительная система полетов, которую пилоты-любители описывали так: представьте себе, что вы купили автомобиль и теперь должны за день до каждой поездки позвонить инспектору ГИБДД и сообщить, когда, куда и по какому маршруту собираетесь ехать. Лишь получив разрешение, вы можете выехать на дорогу. С 1 ноября прошлого года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, которые позволяют передвигаться на частном самолете так же свободно, как на личном автомобиле: по принципу «захотел, сел, поехал».

Воздушное пространство страны делится на три класса. К пространству класса А относятся высоты от 8100 м и выше. Оно предназначено прежде всего для воздушных судов коммерческой и государственной авиации. Здесь летают только по приборам, под жестким контролем диспетчеров и в строгом соответствии с расписанием.

Для авиации общего назначения, к которой относятся частные воздушные суда, актуально воздушное пространство ниже 8100 м. Оно делится на классы C и G — контролируемое и неконтролируемое. Появление класса G — это основное нововведение в новых правилах. В таких зонах можно летать без разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса G зависит от региона: от 300 м в Ростовской области до 4500 м в некоторых районах Восточной Сибири. Границы контролируемых и неконтролируемых зон наносятся на карты местных воздушных линий, и с каждым новым изданием карт пространства класса G становится все больше.

Чтобы отправиться в полет по маршруту, не затрагивающему зоны контролируемого воздушного пространства, пилот должен предоставить план полета Центру Единой системы организации воздушного движения. Сделать это можно по телефону или через интернет. Не дожидаясь получения диспетчерского разрешения, пилот может отправляться в путь.

Отсылать план стоит по двум причинам. Во‑первых, подав заявку, пилот может рассчитывать на полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение со стороны диспетчеров пролетаемых воздушных зон. Диспетчер может подсказать частоту следующего диспетчерского пункта, предупредить о наличии в воздухе других воздушных судов, предоставить информацию о метеоусловиях в зоне полета. Для корректной работы высотомера пилоту необходимо выставить на приборе точное атмосферное давление, которое опять же может подсказать диспетчер.

Во‑вторых, зная время вылета, маршрут и примерную скорость полета, диспетчеры пролетаемых зон будут иметь представление о местонахождении воздушного судна. В случае летного происшествия эта информация будет критически важна для проведения поисково-спасательных работ.

Чтобы использовать сверхлегкий самолет как полноценное транспортное средство и летать из города в город, пилоту рано или поздно придется проложить маршрут через контролируемое воздушное пространство. К примеру, к классу C относится большая часть неба вокруг Москвы. И именно здесь с введением новых правил произошли самые значительные изменения.

Если раньше план полета подавался в контролирующий орган за день до вылета, то сейчас для полета внутри зоны действия одного диспетчерского пункта достаточно предоставить заявку всего за час. Если маршрут проходит через несколько зон, заявка подается за три часа. Для приема планов полета была создана форма на сайте Главного центра Единой системы организации полетов. Зарегистрировавшись в системе, пилот вводит в форму данные, среди которых его позывной, номер борта, тип воздушного судна, тип полета (визуальный или по приборам), аэродром и время вылета, пункт назначения и, главное, поворотные точки маршрута и скорость движения.

По словам пилотов-любителей, разрешение на полет по маршруту, как правило, появляется в таблице на сайте в течение 15 минут.

Для полетов в воздушном пространстве класса С обязательно диспетчерское сопровождение. Входя в такую зону, пилот настраивает радиостанцию на частоту местного диспетчерского пункта (все частоты указаны на карте). Пилот сообщает диспетчеру о своем местонахождении, получает от него всю необходимую аэронавигационную и метеорологическую информацию и следует его указаниям, занимая соответствующий эшелон. Покидая контролируемую зону, летчик сообщает о выходе и при необходимости получает информацию следующего диспетчерского пункта.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2011).