Чтобы испытать новую аэродинамическую схему, новый самолет по ней можно и не строить: достаточно обойтись старым «летающим хамелеоном».

Опытная модель ATTAS выглядит совершенно обычным самолетом…
…но способна вести себя в испытаниях, как самолет будущего: размах крыльев 100 м при длине 65 м
На диаграмме можно сравнить реальную геометрию и размеры ATTAS (показан красным) и самолета, аэродинамику которого он способен симулировать

Экзотическая на сегодняшний день аэродинамическая схема «летающее крыло», теоретически, позволяет очень существенно экономить на весе летательного аппарата — и, следовательно, с той же движущей системой и при том же расходе топлива брать на борт куда больше полезного груза. Однако достигается это за счет заметного снижения курсовой устойчивости, настолько заметного, что до появления электронных средств управления устранить этот недостаток оказалось невозможным.

В наши дни попытки создать полноценный самолет-«летающее крыло» стали довольно активными. О некоторых перспективах летательных аппаратов, построенных на этой схеме, можно прочесть в наших заметках «Без хвоста» и «Смешанный полет». Тогда речь шла об американской «военщине», однако подобные проекты реализуются и в других странах мира.

Так, инженеры и конструкторы немецкого аэрокосмического центра DLR уже ведут испытание аэродинамических свойств различных моделей «летающего крыла» с помощью опытного образца ATTAS, который сами они прозвали «хамелеоном». Внешне он совсем на «летающее крыло» не похож, это почти совсем обычный пассажирский самолет, но модернизированный таким образом, что в испытаниях может вести себя, как «летающее крыло» заданной конфигурации.

Средства контроля за полетом в ATTAS полностью подчинены электронной системе, которая оснащена специальным программным обеспечением. Это ПО позволяет «настраивать» самолет таким образом, что в полете он будет вести себя, как аппарат с совершенно иного облика — в том числе и такого необычного, как «летающее крыло». «Это дает нам возможность испытывать самолеты, физически не существующие, и вносить необходимые изменения на первых этапах проектирования», — говорит один из участников проекта Дирк Ляйблинг (Dirk Leibling).

Внешне — самолет классической компоновки, с цилиндрическим фюзеляжем, хвостом и горизонтальным оперением — в воздухе ATTAS «преображается» и реагирует на полет точно так, как (в данном случае) аппарат с треугольным фюзеляжем, плавно перетекающем в крылья с парой вертикальных стабилизаторов на слегка выдающемся сзади хвосте. Внизу крыльев этот виртуальный проектируемый самолет несет четыре двигателя, обеспечивающие длительные перелеты для 750-ти пассажиров в салоне (максимальный взлетный вес составляет 700 т).

В ходе первых экспериментов с использованием ATTAS уже апробированы основные летные характеристики перспективного аппарата, проведены отдельные маневры — смена высоты и снижение перед посадкой. Они показали, что перспективы схемы «летающее крыло» действительно огромны — и что не менее велики проблемы с контролем над ним в полете. Работа продолжается.

По публикации Gizmag