Кино из полосок: штрихи

В детстве, изнывая от скуки на уроках, мы с друзьями иногда играли в мультипликаторов. На уголке тетрадного листа рисовали картинку, на следующих – чуть измененные. Затем угол отгибали и постепенно, лист за листом, отпускали. Странички разгибались, и возникала «анимация». Принцип был идентичен «взрослому» кинематографу – последовательность кадров, нарисованных по отдельности. До совмещения нескольких кадров на одной странице мы не додумались – и не только мы. Однако это возможно
Кино из полосок: штрихи

О новинках настольной мультипликации нашему корреспонденту поведал Эркен Кагаров. Эркен — человек, весьма известный в профессиональной среде, художник, дизайнер, победитель разнообразных конкурсов и лауреат престижных премий. А  еще - взрослый человек, сохранивший в себе пытливую детскую любознательность, которая у большинства людей с годами, увы, сходит на нет. Мало кому из нас придет в голову использовать в своих взрослых делах, скажем, муаровый эффект, хорошо заметный при взгляде на складки тюлевых занавесок. Но об этом позже, а  пока поговорим о мультиках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигай пленкой!

Заложенная в технологию идея проста почти до очевидности. Чтобы создать анимированную картинку, нужны лист бумаги и прозрачная пленка. На пленку наносятся параллельные непрозрачные линии определенной толщины — решетка. На бумаге рисуются штрихи, формирующие картинку. Точнее, несколько картинок - образующие их штрихи прочерчиваются рядом с небольшим сдвигом. При наложении пленки с решеткой сверху через прозрачные промежутки между линиями решетки должны быть видны штрихи, относящиеся к одному кадру. Сдвиг пленки вбок закрывает предыдущий кадр и открывает следующий. Впрочем, слово «кадр» в случае с одной-единственной страницей не слишком уместно — автор предпочитает называть их фазами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам принцип — картинка и шторка со щелями — известен очень давно,  говорит Эркен. Новинкой является лишь то, что под ширму с полосками можно спрятать не одну картинку, а несколько. Сделать полоски шире, а просветы между ними — уже. Так можно спрятать под решеткой больше фаз анимации. Если мы получаем хотя бы три фазы, то можно отобразить какое-то движение, а если их будет хотя бы четыре, то оно получится достаточно естественным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Витающую в воздухе идею смог подхватить не только наш собеседник. Практически так же работает американский художник Руфус Батлер Седер. Его версия технологии называется сканимацией (scanimation) и основана ровно на том же принципе, разве только непрозрачные полоски пленки шире.

В варианте Руфуса непрозрачные участки решетки имеют ширину 3/16  дюйма (4,76 мм), а просветы между ними — 1/32 дюйма (0,79 мм). Такая ширина «частокола» дает возможность разместить за ним целых шесть фаз анимации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С одной стороны, это позволяет делать вполне симпатичные мультяшные сценки, Седером издана даже книжка с анимированными сценками по мотивам «Звездных войн», на обложке которой мрачновато-черный Дарт Вейдер обменивается бесконечными фехтовальными ударами с фигуркой, напоминающей Люка Скайуокера. Вейдер в данном случае однозначно опознается по форменной спецодежде, а вот с противостоящим ему джедаем несколько сложнее. С другой стороны, большая плотность информации требует аккуратнее и равномернее водить пленкой по картинке, иначе эффект может оказаться не идеальным.

Еще одно важное различие «полосок» из разных частей света состоит в том, что хотя разработаны они примерно в одни годы и независимо, но предприимчивый американец свою сканимацию запатентовал, а Эркен Кагаров когда-то посчитал картинки забавными, но не стоящими подобных хлопот. Впрочем, в истории техники похожих примеров — море.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращаясь к истокам

На столе лежит лист бумаги с напечатанными штрихами, в которых угадывается силуэт лошади со всадником. Движение пленки — и лошадь переходит в галоп.

Выбор сюжета не случаен  - почти такой же мультик в 1877  году снял американский фотограф Эдвард Мэйбридж, считающийся с тех пор одним из предтеч кинематографа. Правда, Мэйбридж использовал целых 12 фотокамер, по очереди снимавших скачущую лошадь, и получил в итоге дюжину фотографий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нашем «мультике» кадров всего четыре. Тем не менее движения героев Эркена из разных сюжетов выглядят вполне естественными — лошадь скачет, бетономешалка вертится, а  огромный краб грозно щелкает клешнями. Правда, чтобы добиться нужного эффекта, скорость сдвига пленки должна быть равномерной, а линии решетки - параллельными штрихам картинки.

Вначале было пари...
widget-interest

Упомянутый в нашей статье американский фотограф Эдвард Мэйбридж заслуживает хотя бы краткого отдельного рассказа. Уроженец Англии, проживший большую часть жизни в США, был нанят калифорнийским железнодорожным магнатом Лиландом Стенфордом для выполнения довольно забавной эксцентричной работы. Губернатор поспорил со своими друзьями о том, отрывает ли скачущая галопом лошадь от земли все ноги, или всегда опирается о землю хотя бы одной из них. Сегодня этот спор кажется смешным, но тогда возможности уверенно разрешить его не существовало – человеческий взгляд не успевает следить за перемещениями копыт. Размер пари составлял 25 тысяч долларов – огромные для тех времен деньги.
Мэйбридж бился над выполнением прихоти заказчика несколько лет, постепенно усложняя методику съемки. В 1877 году лошадь с наездником проскакала галопом вдоль двенадцати последовательно заснявших ее фотокамер. Получившаяся последовательность кадров впервые запечатлела движения лошади через равные и небольшие промежутки времени. За лошадью последовали такие же короткие «ролики» из нескольких кадров каждый, запечатлевшие других животных, людей и рисованные картинки – почти мультфильмы.
Следующим шагом стало создание специального прибора, названного зоопраксископом – своего рода проектор, позволявший воспроизводить отснятые кадры последовательно. До изобретения кино оставалось всего ничего: упростить и автоматизировать съемку, но Мэйбридж до этого решения не дошел, уступив пальму первенства братьям Люмьер.

Линии рисунка не обязательно должны быть вертикальными. Если, например, наклонить их под углом 45°, то смена кадров немного замедляется. При той же скорости протаскивания пленки цветы на поздравлении с Восьмым марта цветут красивее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, штрихи на картинке совсем не обязательно должны быть прямыми. Если изогнуть некоторые из них, то наложение решетки дает муаровый эффект - идея, заимствованная у тюлевой занавески, упомянутой в начале статьи. Решетку можно двигать и вращать, выявляя скрытое в кажущейся неразберихе изображение. Таким образом можно «зашифровать» анимацию, надпись, да и вообще любой графический объект.