Очередной проект новой ракеты-носителя для NASA — Liberty — стал результатом международной кооперации.

Мы множество раз рассказывали о нелегком пути перспективной американской ракеты-носителя Ares I, о проблемах, с которыми сталкиваются ее разработчики, о возможных иных вариантах на будущее — вкратце вся эта душераздирающая история описана в статье «Альтернативная космонавтика». Ракета должна была стать самым легким и распространенным вариантом в семействе Ares, приспособленным для вывода на орбиту спутников, доставки грузов и людей на МКС. Однако в начале прошлого года в связи с финансовыми трудностями американское правительство существенно урезало финансирование NASA. «Под нож» пошла масштабная программа Constellation, в том числе — и создание ракет Ares I и Ares V.

Первую ступень ракет должна была разработать и производить компания Alliant Techsystems (АТК), многолетний партнер NASA, ответственный за создание пары разгонных модулей, выводящих на низкую орбиту тяжелые «шаттлы». Неудивительно, что сокращения не слишком обрадовали руководство и инженеров АТК, и вскоре они занялись поисками выхода из этой ситуации. И он, кажется, был найден: на днях представители АТК представили новый проект, использующий наработки по первой ступени Ares I в составе совершенно нового носителя. Партнером в его создании должен выступить европейский концерн Astrium, создавший, в том числе, ракету-носитель Ariane-5, которая стоит на вооружении ESA уже 15 лет. Совместный проект ATK и Astrium получил название — Liberty; АТК займется первой ступенью, а Astrium — второй.

Компании лоббируют этот носитель в рамках объявленного NASA тендера по созданию одноразового носителя для доставки пилотируемых кораблей на орбиту и их возвращения. Прием этих заявок начался еще в октябре прошлого года, а закончится нынешним мартом — и ATK с Astrium победить будет непросто, поскольку желающих (и весьма именитых) набралось уже немало. Впрочем, перейдем к самой ракете.

Разработчики обещают, что Liberty может пройти первый испытательный полет уже в 2013 г., а запуски можно начать с 2015 г. Обе ступени, по их уверению, «обеспечат команде беспрецедентный уровень безопасности». Грузоподъемность ракеты позволит ей поднимать на высоту до 354 км (высота орбиты МКС) груз массой до 20,2 т.

Срок разработки заявлен очень амбициозный. Однако, по словам представителей АТК, их часть будет состоять из 5 сегментов (на 1 больше, чем у боковых ускорителей Space Shuttle) — и уже дважды прошла огневые испытания. Еще одним достоинством проекта они называют то, что Liberty сможет использовать уже готовую инфраструктуру космодрома на мысе Канаверал.

О шокирующей смене космического курса, совершенной администрацией Барака Обамы, лучше прочесть отдельно: «Считаем чужие деньги».

По публикации Space.Com