Новая авария грозит надолго задержать реализацию российской космической геодезической программы.

1 февраля в 17:00 по московскому времени с космодрома Плесецк расчеты Космических войск России выполнили запуск ракеты-носителя «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» и геодезическим спутником «Гео-ИК-2» на борту. Две минуты спустя ракета была взята на сопровождение средствами ГИЦИУ имени Титова.

Все, казалось, идет по графику, но через 2,5 часа после старта в СМИ появились сообщения о том, что установить связь со спутником не удалось, и российские средства контроля космического пространства обнаружить его не смогли. Это подтвердили и военные, которые занялись поисками своего исчезнувшего спутника.

Другой официальной информации о результатах пуска не было, поэтому информагентства наперебой стали выдавать весьма противоречивую информацию о судьбе космического аппарата. По одним данным, обе ступени носителя отработали штатно, а проблемы возникли на разгонном блоке «Бриз-КМ» производства ГКНПЦ имени Хруничева. Другие сообщали о сбое в работе 2-й ступени ракеты.

Особую пикантность событиям придает тот факт, что пуски с Плесецка проводятся в сторону острова Шпицберген и, далее, — Канады. Сегодня у российских военных нет средств, позволяющих следить за аппаратами на этом участке, зато есть они у объединенного американо-канадского Командования воздушно-космической обороны (NORAD). Там-то аппарат заметили, и даже разместили в Интернете информацию о его полете — правда, потом по неизвестной причине удалили ее. В любом случае, это должно говорить о том, что разгонный блок, скорее всего, сработал штатно.

С другой стороны, разговаривая с представителями «Газеты.Ru», неназванный эксперт в космической отрасли напомнил, причинами провалов космических запусков чаще становятся именно неполадки в разгонных блоках. По этой причине та же легкая ракета «Рокот» в 2005 г. уже уничтожила европейский научный спутник CryoSat. «Это все та же проблема, что с гибелью «Глонассов», запускавшихся на ракетах-носителях «Протон-М», или аварией ракеты-носителя «Днепр», когда на глазах белорусского президента Александра Лукашенко в 2006 году завалили первый белорусский спутник. Во всем чаще всего виноват человеческий фактор, потеря навыков, особенно опасная при столь широкой кооперации между производителями. Тем более, что в отличие от «Протонов», которые все-таки поставлены на поток, каждый запуск «Рокотов» индивидуальный, много документации, и из-за низкого качества менеджмента и кооперации вообще все может происходить».

Лишь 2 февраля появились сообщения, что спутник все-таки удалось обнаружить на околоземной орбите, но не на рабочей (круговая, солнечно-синхронная высотой 1000 км), а на нерасчетной (эллиптической, 300х1077 км, по другим данным — 300х1020 км), на которой космический аппарат не сможет выполнять свои функции. По словам командующего Космическими войсками генерал-лейтенанта Олега Остапенко, «специалисты наземного комплекса управления проводят уточнение параметров орбиты и тестирование бортовой аппаратуры космического аппарата». По некоторым данным, он успешно развернул солнечные батареи и полностью работоспособен; по другим — его работоспособность «под вопросом». Олег Остапенко сообщил, что назначена комиссия, которая должна не только разобраться в причинах неудачи, но и, возможно, найти способ использовать спутник по назначению.

Предполагалось, что аппараты «Гео-ИК-2» (всего их должно быть два) составят геодезическую систему нового поколения и двойного назначения. Планировалось, что они помогут в уточнении параметров гравитационного поля Земли, построении высокоточной геодезической сети в геоцентрической системе координат, определении движений континентальных литосферных плит, земных приливов, скорости вращения Земли и координат полюсов. Кроме того, аппараты должны выполнять и ряд оборонных задач.

На сайте ИСС имени Решетнева говорится: «С запуском спутника «Гео-ИК-2» начнется возрождение орбитальной группировки геодезических спутников и после более чем 25-летнего перерыва будет возобновлена космическая геодезическая программа России». Остается надеяться, что нынешняя авария не повлияет на эти достойные планы.