«Уважаемые пассажиры, наш самолет попал в зону турбулентности. Просим всех оставаться на своих местах, пристегнуть ремни и сохранять спокойствие». Интересно, удавалось ли сохранить спокойствие хотя бы одному человеку из тех, что слышал этот призыв? Но вскоре простое изобретение позволит самолетам избегать внезапной турбулентности, возникающей, как ниоткуда, даже на самом ясном небе.
Турбулентность чистого неба: Следим за горизонтом

Одна из самых неприятных проблем современной авиации — «турбулентность чистого неба». Внезапно самолет попадает в зону, в которой его начинает отчаянно трясти, и не всегда пассажиры и экипаж отделываются испугом. Нередко все приводит к тяжелым травмам и даже гибели отдельных людей. Добавьте сюда опасную нагрузку на конструкцию всего самолета, невероятно нервное и тяжелое переживание опасности — и можно понять, отчего «турбулентность чистого неба» считается одной из самых серьезных неприятностей, которые могут случиться в полете.

Разработчики Boeing подали заявку на патент 2011/0013016, в которой описали довольно остроумную, простую и потенциально недорогую систему, которая позволит самолетам избегать подобных зон. Фактически, они образуются в результате разнонаправленного и разноскоростного движения масс воздуха, что может случиться даже и без видимых объектов, капель воды или облачных масс. Как результат, обычные радары, используемые метеорологами, подобные события различить неспособны.

В своем предложении инженеры Boeing выдвинули очень простой метод их обнаружения. Для этого специальная видеокамера ведет непрерывную съемку горизонта, видимого с борта самолета. Компьютер раз за разом последовательно сравнивает снимки, чтобы по «скачку», который совершит линия горизонта, зафиксировать приближение зоны турбулентности. Ведь в ней быстро перемешиваются массы воздуха разной температуры и плотности, а следовательно — и по-разному преломляющие свет (каждому знаком эффект колеблющегося изображения над раскаленным асфальтом).

С помощью особых алгоритмов компьютер сможет примерно оценивать расстояние до опасной зоны и ее размеры, позволяя летчикам заранее среагировать и облететь этот участок. Непонятно, правда, как эта система будет работать ночью или в тех нередких случаях, когда линия горизонта скрыта облаками. Впрочем, как это нередко случается, возможно, просто в Boeing решили раскрывать не все секреты технологии сразу.

Если же вы боитесь летать независимо от турбулентности, вам может помочь наша статья о природе этого феномена — и его необоснованности: «Страх полета» (часть 1, часть 2).

По публикации New Scientist Tech