Новости космонавтики: 1-20 января 2011 г.

Китай готовит собственную миссию на Марс, а в России продолжаются работы над новой ракетой «Ангара». Прошло первое в году солнечное затмение. 10-летняя девочка обнаружила сверхновую. В материалах WikiLeaks нашлось кое-что неприятное и на тему космоса. Московский планетарий откроют к 12 апреля. Китайцы испытали свой орбитальный маневрирующий беспилотник. На орбиту отправлен спутник «Электро-Л». События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

1 января

Три ранее существовавших в России отдельных отряда космонавтов — при Центре подготовки космонавтов, при РКК «Энергия» и при ИМБП РАН — официально и окончательно преобразованы в единый отряд.

Специалистам компании Intelsat удалось восстановить связь с телекоммуникационным спутником Intelsat-15, который почти девять месяцев дрейфовал по геостационарной орбите, представляя угрозу другим космическим аппаратам. Теперь специалисты получают с борта телеметрическую информацию, спутник реагирует на некоторые команды и угроза его столкновения с другими аппаратами существенно снизилась. С другой стороны, надежды на восстановления работоспособности спутника минимальны, а причины выхода из строя остаются неясными.

3 января

Сообщается, что в Китае началась проработка проекта по отправке в 2013 г. исследовательского аппарата к Марсу. Судя по всему, с технической точки зрения новый аппарат будет напоминать те, которые Китай уже отправлял на орбиту Луны, а вес его составит чуть больше 100 кг.

Глава пресс-службы РВСН при российском министерстве обороны Вадим Коваль пообещал, что в 2011 г. будет проведено десять учебно-боевых и испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет. В их числе Коваль назвал три пуска ракет РС-12М «Тополь», четыре пуска PC-18 и три пуска новейших ракет с разделяющейся головной частью РС-24.

Из-за задержки в производстве компанией Thales Alenia Space спутников для американской системы спутниковой связи Globalstar их старт, запланированный на апрель, отложен до 13 мая. Запуск должен пройти с космодрома Байконур, откуда ракета «Союз-2−1А» с разгонным блоком «Фрегат» и отправит на орбиту кластер из шести аппаратов Globalstar-2.

Входящее в состав ГКНПЦ имени Хруничева ПО «Полет» сообщило, что за прошедший год им освоено производство пяти наименований отсеков для новой ракеты-носителя «Ангара», и в сентябре нынешнего года будут представлены топливные баки для этой ракеты.

4 января

Жители северного полушария наблюдали первое в наступившем году солнечное затмение. В максимуме Луна закрыла солнечный диск на 86%, что могли наблюдать жители Швеции, Финляндии, Прибалтики и российского Северо-Запада. Всего же в 2011 г. состоится еще пять солнечных затмений.

Канадские СМИ со ссылкой на представителя CSA сообщают, что в стране рассматривается возможность создания собственной легкой ракеты-носителя. Благодаря ей Канада могла бы занять определенную нишу на рынке космических услуг, обеспечивая вывод спутников других стран с использованием в качестве стартовой площадки имеющийся ракетный полигон в провинции Манитоба.

5 января

Десятилетняя канадка Кэтрин Грей (Kathryn Gray) при содействии своего отца, астронома-любителя, открыла сверхновую звезду, став самым юным первооткрывателем такого рода астрономических объектов. Кэтрин Грей обнаружила сверхновую звезду на астрономических снимках галактики UGC 3378 в созвездии Жирафа, сделанных Полом Грэем (Paul Gray) и его коллегой Дэвидом Лэйном (David Lane) с помощью телескопов любительской обсерватории Abbey Ridge. Международный астрономический союз подтвердил открытие и присвоил сверхновой индекс SN2010lt.

Бразилия подписала формальное соглашение, открывающее ей путь к полноправному членству в крупнейшем астрономическом консорциуме ESO (Европейской южной обсерватории), объединяющем 14 европейских стран. Если документ будет ратифицирован, Бразилия станет первым государством за пределами Европы, участвующим в этом проекте. Сегодня ESO располагает одними из самых мощных наземных астрономических инструментов, в том числе 14-ю телескопами-рефлекторами с главными зеркалами диаметром более 8-ми м, которые через компьютерную сеть объединены в единый виртуальный телескоп VLT. Вдобавок, эти телескопы находятся в районе с отличными условиями для наблюдений — в горах Чили.

Часть обнародованных интернет-проектом WikiLeaks секретных документов касается и космической сферы. Так, по некоторым из этих публикаций, США и Германия совместно реализуют тайную программу по созданию и использованию спутников-шпионов стоимостью 270 млн долларов. Сообщается, что формально проект представлен в качестве коммерческого, хотя в действительности имел военное назначение, что вызвало негативную реакцию европейских партнеров Германии — в частности, Франции. Кроме того, в документах WikiLeaks содержатся сведения о том, что глава Турции просил американского президента Обаму допустить турецкого астронавта к участию в одной из программ NASA. Взамен турецкий президент выражал готовность поспособствовать тому, чтобы турецкие авиакомпании обновили свой парк не в Европе (самолетами Airbus), а в США (Boeing), соперничество между которыми не прекращается ни на минуту.

6 января

Мэрия Москвы обещает, что после затянувшейся на 16 лет реконструкции знаменитый Московский планетарий будет открыт 12 апреля 2011 г. — в день 50-й годовщины полета Юрия Гагарина. По словам представителя мэрии, «отделочные работы в помещении завершены на 95%, идет монтаж оборудования». За год планетарий сможет принимать более 1,2 млн человек, планируется, что билет будет стоить 510 рублей.

7 января

Генеральный директор компании Arianespace Жан-Ив Ле Галль (Jean-Yves Le Gall) сообщил, что в наступившем году с космодрома Куру во Французской Гвиане планируется осуществить девять запусков ракет-носителей: шести Ariane-5, двух «Союз-СТ» и одной Vega. Вместе с тем, он подтвердил ранее сделанное заявление о том, что первый старт российских ракет из Куру состоится в августе 2011 г.

8 января

Старт корабля многоразового использования Discovery по программе STS-133 вновь откладывается. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба NASA. Из-за необходимости проведения дополнительных ремонтных работ на внешнем топливном баке, шаттл теперь смогут запустить не ранее 24 февраля.

Сообщается, что первый полет прототипа корабля Cygnus компании Orbital Sciences намечен на 14 декабря. Программа полета предусматривает сближение корабля с МКС, при этом в грузовом отсеке прототипа будет находиться символическая полезная нагрузка. Cygnus является конкурентом корабля Dragon, который создается компанией SpaceX; оба предназначены для снабжения МКС грузами после окончания полетов шаттлов.

9 января

Частная фирма Excalibur Almaz получила и доставила на свою базу на британский остров Мэн два почти достроенных российских орбитальных модуля «Алмаз», которые она планирует использовать, в частности, в сфере космического туризма и в качестве платформы для проведения научных экспериментов в условиях микрогравитации. В сообщении Excalibur Almaz не раскрывается, на каких условиях компания получила от НПО Машиностроения эти модули, однако в состав будущего космического комплекса, помимо орбитального модуля, должен будет войти и возвращаемый многоразовый аппарат, также разработанный в НПО Машиностроения. Excalibur Almaz рассчитывает уже в 2013 г. предложить клиентам недельное путешествие на космическую станцию, собранную из советских модулей.

11 января

Ссылаясь на неназванного представителя в ракетно-космической отрасли, СМИ сообщают о том, что в России только на первый квартал 2011 г. запланировано около 10-ти пусков ракет космического назначения. Пять пусков намечается осуществить с космодрома Байконур, четыре пуска — из Плесецка, и один— из позиционного района Домбаровский ракетной дивизии РВСН в Оренбургской области. В числе прочих, на орбиту должны быть выведены гидрометеорологический спутник «Электро-Л», геодезический «Гео-ИК-2», два аппарата связи «Гонец-М» и новейший навигационный аппарат «Глонасс-К».

12 января

Американский межпланетный зонд Cassini совершил пролет близ спутника Сатурна Реи. В 07:53 по московскому времени космический аппарат прошел на расстоянии 69 км от поверхности небесного тела.

Сообщается, что в последние дни прошлого года в РКК «Энергия» успешно прошли комплексные испытания спутника «Кедр», который теперь готовится к отправке на Байконур. 30-килограммовый спутник должен быть запущен непосредственно с борта МКС во время проведения российскими космонавтами работ в открытом космосе, а на саму станцию его доставит грузовой корабль «Прогресс М-09М». Спутник будет передавать 25 приветственных сообщений на 15 языках, фотографии Земли и телеметрическую информацию от научной аппаратуры и служебных систем. Название спутника принято по позывному Гагарина в его историческом полете — «Кедр». Передача сигналов будет осуществляться на радиолюбительской частоте 145,95 МГц.

По словам главы ЦНИИ Машиностроения Геннадия Райкунова, уже в нынешнем году должны начаться работы по созданию инфраструктуры на новом российском космодроме Восточный. «На сегодняшний день закончено создание проектного облика и эскизного проекта космодрома, и специалисты приступают к разработке технического проекта», — отметил Райкунов.

13 января

Американская компания Space Adventures, являющаяся подрядчиком по подбору космических туристов и заключению с ними коммерческих контрактов на полеты к МКС, сообщила о возможности возобновления туристических полетов на борту российских кораблей «Союз» начиная с 2013 г. По обещанию компании, ежегодно на них будут отправляться трое коммерческих «пассажиров» — поскольку именно с 2013 г. Роскосмос планирует увеличение производства «Союзов» с четырех капсул в год до пяти.

Бюро Совета по космосу РАН одобрило проект малого спутника, предназначенного для изучения микроструктур на поверхности Солнца и процессов на нижней границе его короны. По словам сотрудника лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН Сергея Богачева, аппарат должен быть запущен до 2015 г. Он рассказал о том, что бюро на заседании рассмотрело в целом программу малых научных спутников, несущих один научный прибор весом до 100 кг. Первый из них, «Зонд-ПП», предназначенный для построения карт солености и влажности, должен быть запущен в 2011 г., остальные — постепенно в ближайшие пять лет. «Солнечный» аппарат сможет наблюдать корону звезды с рекордным угловым разрешением — до 100 км, что позволит впервые увидеть тонкую структуру Солнца, наблюдать процессы, которые греют корону и поставляют вещество для солнечного ветра.

В рамках проекта SDSS обнародовано самое детализированное изображение неба на сегодняшний момент, которое охватывает площадь 14555 кв. градусов, т. е. больше трети небесной сферы. Разрешение полученной «фотографии» составляет более терапикселя, причем каждый пиксель несет информацию о небольшом фрагменте неба сразу в пяти диапазонах, включая инфракрасный и ультрафиолетовый. К изображению прилагается каталог из более 500 млн новых объектов, обнаруженных при его составлении. На сбор этих данных ушло более 10 лет, а основным инструментом послужил 2,5-метровый телескоп, расположенный в штате Нью-Мексико.

Проведена плановая коррекция орбиты МКС с использованием пристыкованного к станции корабля «Прогресс М-07М». Двигатели корабля включились в 12:00 по московскому времени и проработали 672,5 секунд. После маневра МКС вышла на орбиту с параметрами: минимальная высота над поверхностью Земли — 350,3 км; максимальная — 371,4 км; период обращения — 91,55 минуты.

14 декабря

Заведующий отделением Института геохимии имени Вернадского, академик РАН Михаил Маров сообщил, что запуск российской автоматической межпланетной станции «Луна-Глоб» с посадочным модулем перенесен на 2014 г., при этом от первоначально поставленной задачи — исследования внутреннего строения Луны — ученым пришлось отказаться. Маров, в частности, сказал: «Когда-то мы предполагали, что проект "Луна-Глоб" будет реализован еще в конце 1990-х годов, но затем он сместился на 2012 г. Потом появился совместный с Индией проект "Луна-Ресурс", который намечен на 2013 г., а программа "Луна-Глоб" была отодвинута на 2014 г.»

NASA официально подтвердило дату и время последних запусков шаттлов Discovery и Endeavour несколько раз переносившихся из-за технических проблем. Discovery должен стартовать 25 февраля в 00:50 (по московскому времени). Старт Endeavour запланирован на 03:48 20 апреля (по Москве).

15 января

Запланированный 20 марта запуск с Байконура к МКС пилотируемого корабля «Союз ТМА-21» будет приурочен к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, и на него официально приглашено большое количество российских и зарубежных гостей. По сообщению Роскосмоса, приглашения получили «представители российской власти, зарубежные лидеры, британская королевская семья, руководители космических агентств почти 50-ти стран, в том числе главы NASA и ESA, патриарх Московский и всея Руси Кирилл».

Японское космическое агентство JAXA сообщает, что экспериментальный космический парусник Ikaros за шесть последних месяцев благодаря давлению солнечного света набрал дополнительную скорость 100 м/с (360 км/ч). Аппарат массой 310 кг был запущен 21 мая 2010 г. по направлению к Венере. В начале лета он начал раскручиваться и одновременно разворачивать свой парус, 14-метровое квадратное полотно толщиной 7,5 мкм, сделанное из полиимидной смолы, укрепленной алюминием. На нем закреплены блоки жидких кристаллов, способных при переключении менять свою отражательную способность и, соответственно, значение ускорения, что позволяет менять направление движения аппарата. Ikaros стал первым в истории успешно заработавшим космическим парусником, отправленным в межпланетное путешествие.

17 января

Представители NASA заявили, что получаемых от государства средств недостаточно для покрытия расходов на разработку к 2016 г. ракеты-носителя тяжелого класса Space Launch System и пилотируемой капсулы для межпланетных перелетов Multi-Purpose Crew Vehicle.

При этом американские сенаторы и конгрессмены говорят, что требования об увеличении финансирования не имеют под собой почвы. Так, сенатор от штата Флорида Билл Нельсон считает: «NASA должно делать все работы в рамках уже утвержденного бюджета».

Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу компании «СканЭкс», занимающейся сбором, обработкой и распространением спутниковых данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), в части требований к Роскосмосу исключить из лицензии компании запрет на космическую съемку Земли с разрешением лучше 2 м. Комментируя это решение, в «СканЭкс» заявили, что «весь мир видит Россию из космоса на детальных спутниковых снимках, в то время как в самой России эти данные однозначно не рассекречены».

18 января

Руководители программы МКС в NASA обсудили перспективу добавления в состав станции надувного модуля компании Bigelow Aerospace. Надувной модуль предполагается использовать в качестве склада для хранения грузов. Модуль будет сертифицирован для нахождения на орбите в течение двух лет.

Сообщается, что проектировщики нового космического корабля «Русь» превысили лимит по массе на 1660 кг и теперь ищут способы снижения его веса. Планируется, что суммарная масса корабля должна составить 12 т, из которых 7,8 т придется на возвращаемый аппарат. Такие ограничения наложены на массу нового корабля грузоподъемностью проектируемой ракеты «Русь-М».

Со ссылкой на китайские СМИ сообщается об успешном испытании КНР своего первого орбитального беспилотного аппарата, способного находиться в космосе в течение 270 дней и решать оборонные задачи, включая уничтожение спутников связи. Судя по всему, тем самым Китай дал свой ответ на самую передовую систему вооружений США — орбитальный беспилотник X-37B, который совершил свою первую миссию в прошлом году.

В США завершилась серия огневых испытаний нового двигателя производства Dynetics Corp. для будущего посадочного модуля Robotic Lunar Lander. Двигатель полностью готов к интеграции в проекты новейших автономных роботов, предназначенных для посадки на различные безвоздушные тела.

Участники проводящегося в России эксперимента по моделированию перелета на Марс в настоящий момент находятся «на подлете» к околомарсианской орбите. По плану «Марс-500», 4 февраля (на 247-е сутки эксперимента) они должны начать движение по круговой траектории. А на 14 февраля намечена «посадка» на поверхность Красной планеты.

Наблюдательный совет компании OHB-System уволил своего исполнительного директора Берри Сматни (Berry Smutny) из-за информации, опубликованной сайтом WikiLeaks. Поводом для отставки послужило мнение чиновника о проекте европейской системы глобального позиционирования Galileo, для которой OHB-System изготавливает 14 спутников общей стоимостью 754 млн евро. В разговоре, состоявшемся, по данным WikiLeaks, в посольстве США в Германии, Сматни сказал: «Я считаю Galileo глупой идеей, в которой больше всего заинтересована Франция».

19 января

На космодроме Байконур продолжается подготовка к скорым космическим стартам. Грузовой корабль «Прогресс М-09М», который должен отправиться к МКС 28 января, начал заправляться компонентами топлива и сжатыми газами, после чего корабль будет перемещен в монтажно-испытательный корпус. Параллельно продолжается подготовка к запуску ракеты «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» и российским гидрометеорологическим спутником «Электро-Л». Ракета вывезена на стартовый комплекс и проходит тестирование бортовых систем. Старт ее назначен на 20 января.

В ИСС имени Решетнёва началась завершающая сборка космического аппарата «Юбилейный-2». Аппаратура полезной нагрузки прошла входной контроль и автономные проверки, а также интеграционные испытания совместно с бортовым комплексом управления. Следующим этапом станет цикл испытаний уже собранного спутника, в ходе которых будут отработаны все его технические характеристики.

20 января

В 15:29 по московскому времени с космодрома Байконур успешный пуск ракеты «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» и российским космическим аппаратом для анализа гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве «Электро-Л». Спустя 8 минут прошло отделение второй ступени ракеты-носителя, и разгонный блок «Фрегат-СБ» продолжил выведение спутника на заданную орбиту. Отделение его от РБ должно состояться вскоре после полуночи по Москве.

«Новости космонавтики»