Новости космонавтики: 17-23 декабря 2010 г.

Сбой на зонде Akatsuki грозит пересмотром всей космической программы Японии на ближайшие годы. Глава Роскосмоса стал офицером Почетного легиона. Раскрыты некоторые подробности проекта нового космического корабля «Русь». События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

17 декабря

В 23:12 московского времени корабль «Союз ТМА-20» с космонавтами Дмитрием Кондратьевым, Кэтрин Коулмэн (Catherine Coleman) и Паоло Несполи (Paolo Nespoli) пристыковался к МКС, к узлу на малом исследовательском модуле (МИМ-1) «Рассвет». Процесс сближения и стыковки проводился в автоматическом режиме.

Накануне ночью подмосковный ЦУП на несколько часов утерял связь с МКС и находящимся на орбите кораблем «Союз ТМА-20». Проблемы, «связанные с работой оптоволоконных сетей наземных центров связи», устранены.

18 декабря

На сайте Роскосмоса опубликовано официальное сообщение, подписанное руководителем Роскосмоса Анатолием Перминовым, «О выводах Межведомственной комиссии по анализу причин нештатного запуска 5 декабря 2010 г.» В сообщении говорит, что ракета-носитель «Протон-М» вывела разгонный блок с тремя космическими аппаратами «Глонасс-М» на нерасчетную орбиту, которые упали в акваторию Тихого океана. Причиной нештатного полета ракеты явилось превышение массы разгонного блока ДМ-03 вследствие конструкторской ошибки в формуле расчета дозы заправки жидкого кислорода в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки (разработчик системы ОАО «РКК "Энергия").

В 23:20 по московскому времени с космодрома Сичан осуществлен успешный пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3A с навигационным спутником Beidou DW7 на борту.

20 декабря

Отложен планировавшийся на утро запуск индийской ракеты-носителя GSLV с телекоммуникационным спутником GSAT-5P на борту. Причиной отсрочки стала утечка компонентов топлива в верхней ступени носителя, обнаруженная во время проверки. Новая дата старта пока не определена.

Указом французского президента руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову присвоено звание офицера Ордена Почетного легиона. Поздравления Перминову передал посол Франции в России Жан де Глиниасти.

СМИ сообщают, что недавний сбой, произошедший с японским аппаратом Akatsuki, в результате которого тот не смог выйти расчетную на орбиту вокруг Венеры, может повлечь изменения в научной космической программе страны. Из-за проблем с этим зондом многие работы, запланированные на ближайшие несколько лет и связанные с исследованиями Венеры, теперь провести не получится. Пока же специалисты JAXA продолжают разбираться в причинах сбоя и перепроверяют расчеты, проведенные для других космических миссий.

В преддверии своего визита в Индию президент РФ Дмитрий Медведев огласил планы о создании совместного с этой страной предприятия по выпуску наземной аппаратуры для пользователей ГЛОНАСС.

21 декабря

Заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов раскрыл некоторые подробности проекта нового космического корабля «Русь». По его словам, этап технического проектирования, начатый в нынешнем году должен закончиться в 2012 г., но уже до этой даты начнется строительство и отработка отдельных узлов опытного образца. На территории России планируется иметь 18 штатных и резервных мест посадки для таких кораблей — три из них будут расположены поблизости строящегося космодрома Восточный. Кроме того, запасные районы посадки будут иметься в Северной Америке, в Европе и соседних с Россией странах. Кроме того, по словам Давыдова, на случай посадки корабля «Русь» на воду понадобится создание четырех экранопланов для оперативного поиска и спасения космонавтов. Разработкой их занимается РКК «Энергия». Предварительным местом их базирования выбраны Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.

Хотя до запуска европейской навигационной системы Galileo осталось еще без малого 10 лет, а ее первый навигационный аппарат будет запущен лишь в августе 2011 г., в Италии уже открыт основной центр управления ее спутниками. Наземная станция Fucino Galileo Control Center начала работу близ города Фучино, в 130 км от Рима, она будет обслуживать первую часть сегмента спутниковой группировки, вторую ее часть получит будущий центр Oberpfaffenhofen под Мюнхеном.

В Благовещенске начата установка роботизированного телескопа «Мастер-2», входящего в единую систему «Мастер», которая объединяет оптические телескопы, расположенные также в Московской области, Кисловодске, на Урале и в Тункинской долине. Они проводят обследование космоса в автоматическом режиме, астрономам остается лишь анализировать снимки. Система получает сигналы со спутников и при обнаружении интересного объекта разворачивает телескопы в нужном направлении и делает снимок — на всю операцию уходит не более 20 секунд. Система уже позволила открыть сверхновую и несколько гамма-всплесков.

22 декабря

В Антарктиде начала работу новая станция дифференциальной коррекции и мониторинга навигационной системы ГЛОНАСС. Комплекс смонтирован на станции Новолазаревская, и кроме основных своих функций, обеспечивает доступ российским полярникам в Интернет. В 2011—2012 гг. такая аппаратура должна быть установлена на станции Мирный, а после 2015 года — и на станции Русская, которую к тому времени планируется расконсервировать.

«Новости космонавтики»