Фейерверки бывают разные, от крохотных фонтанчиков, продающихся в канун праздников в газетных киосках, до государственного праздничного салюта, звуковое оформление которого представляет собой залп 18 настоящих артиллерийских орудий. Особняком в этом семействе огнедышащих стоят профессиональные фейерверк-шоу, в основе которых лежит музыка. О том, как создаются эти театрализованные представления в небе, нам рассказал директор компании «Салюты лучших коллекций» Виктор Иванов

Пульт управления огнем Раньше управляющие пульты строились в открытом варианте. Это значит, что к каждому пульту непосредственно подключалось до 60 электровоспламенителей. Современная закрытая конструкция пульта с внешними контактными колодками намного компактнее, надежнее и удобнее: управляемые таким модулем заряды могут располагаться значительно дальше от него и друг от друга, за счет того что пульт соединяется с колодкой длинным защищенным кабелем
Зачастую постановщик шоу использует фейерверки сразу всех высотных уровней, чтобы максимально заполнить и разнообразить сцену
Фейерверки можно условно классифицировать по высоте. Они могут быть уличными (до 10 м), парковыми (до 40 м) и высотными (до 100 м и более)

В основе лучших огненных шоу лежит музыка. В среде профессиональных пиротехников высшим классом считается способность передать мельчайшие эмоциональные нюансы произведения, точно следовать за музыкальной драматургией и при этом ни разу не сбиться с ритма. «К примеру, обыгрывая тему ‘Русалочки', мы можем попытаться нарисовать в ночном небе синее море, показать, как оно волнуется все сильнее в согласии с музыкой», — говорит Виктор. Стремясь подчеркнуть музыкальные акценты, постановщик шоу может использовать не только визуальные, но и звуковые эффекты. Громко разрывающиеся в нужный момент пиротехнические заряды дарят зрителям очень сильные впечатления.

Работа над шоу начинается с осмотра площадки. Пиротехников интересует размер фронта (линии, на которой будет расположено пиротехническое оборудование) и безопасные расстояния. От того, как далеко организаторы мероприятия смогут держать зрителей и случайных прохожих, зависит, насколько мощные заряды будут использованы и под какими углами их будут запускать. Радиусом безопасности фейерверка считается максимальная высота его полета. Это значит, что высотные заряды требуют создания вокруг себя полностью необитаемой зоны радиусом более 100 м.

Кроме зоны безопасности пиротехников интересует климат. К примеру, если для данной местности характерны пасмурные дни с низкой облачностью, высотные фейерверки лучше не использовать — они могут скрыться за облаками. Если ожидается дождь, оборудование следует защитить от влаги. Сильный ветер может вмешаться в планы пиротехников, но если его сила и направление известны заранее, можно слегка скорректировать углы установки орудий. Фронт стараются размещать таким образом, чтобы ветер дул зрителям в спину и отгонял от них дым.

Осмотрев площадку и определившись с масштабами шоу, постановщик приступает к подбору музыки. Он многократно прослушивает музыкальное произведение, отмечая основные акценты, тихие и громкие моменты, смены настроения. Получается своеобразная эмоциональная карта композиции, на которую в голове сценариста уже накладываются салюты, фонтаны, цвета.

Взгляд в будущее

Музыка загружается в компьютерную программу визуализации. На временной линейке музыкального файла сценарист расставляет метки. Для каждой метки описываются параметры выстрела. Это название заряда, координаты и угол выстрела. Собственно, координата есть только одна, так как с точки зрения зрителя площадка представляет собой поперечную линию — фронт. Расположение заряда описывается положительным или отрицательным числом — расстоянием от центра фронта.

Названия зарядов берутся из библиотеки. В ней описаны все пиротехнические изделия, имеющиеся на складе. Для каждого заряда создается анимированная трехмерная модель и записывается звуковой файл.

Полностью написав программу, сценарист дает компьютеру команду на обсчет визуализации. Трехмерная анимация со звуком позволяет специалисту увидеть свое шоу задолго до того, как оно воплотится в реальность. Визуализация дает возможность не только оценить общее впечатление от программы, но и точно выстроить временные метки для попадания в музыкальный ритм. Дело в том, что разные заряды летят с разной скоростью, поэтому с синхронизацией очень легко просчитаться.

Конечно, компьютерная визуализация дает весьма приблизительное представление о реальном шоу. Однако большой опыт пиротехников позволяет им с большой точностью сопоставлять реальные и виртуальные фейерверки. Есть в этом деле свои профессиональные хитрости. К примеру, западные специалисты рекомендуют оставлять в начале программы несколько секунд тишины, чтобы, если сразу после запуска что-то пойдет не так, программу можно было остановить незаметно для зрителей. Работа над программой занимает в среднем неделю. Хотя, готовясь к грандиозному 30-минутному шоу в Шанхае, команда «Салютов лучших коллекций» работала над сценарием около двух месяцев.

Пять на двенадцать

«Еще лет пять назад китайцы делали сложнейшие шоу, бегая по площадке со спичками или соединяя цепочки зарядов огнепроводным шнуром, — рассказывает Виктор Иванов. — Разумеется, добиться точной синхронизации с музыкой таким способом было невозможно». Сегодня запуском фейерверков управляет компьютер.

Управляющая сеть состоит из собственно ПК, специального адаптера и пультов, или модулей управления, последовательно соединенных сетевым кабелем. Компания использует 60-канальные компактные модули собственной разработки. К каждому модулю подключается 12 контактных колодок, к которым подводится по пять электровоспламенителей. Раньше воспламенители подключались к пультам напрямую, минуя колодки, поэтому пульты представляли собой чемоданы размером с несколько томиков Большой советской энциклопедии. Современные закрытые управляющие модули занимают намного меньше места.

В общем случае каждый воспламенитель поджигает один-единственный заряд. Исключение составляют батареи салютов, в которых один воспламенитель запускает целую цепочку выстрелов. В любом случае каждый канал пульта срабатывает только один раз. Пятиминутное фейерверк-шоу может задействовать до 1500 выстрелов, а это значит, что в шоу участвуют десятки пультов.

Каждому выстрелу присваиваются номер пульта и номер канала. Специалист тщательно следит за тем, чтобы заряды, подключенные к одному пульту, находились на одной или на соседних огневых точках. В противном случае схема электропроводки многократно усложняется, ведь длина фронта может превышать километр.

Когда программа полностью готова, компьютер распечатывает на специальной бумаге наклейки с названиями заряда, номера пульта и канала, координаты и угла вылета. Эти наклейки необходимы для работы на площадке.

Есть только миг

Для своих шоу пиротехники используют профессиональные фейерверки. Они похожи на те, которые можно купить в магазине, но отличаются от них бóльшим калибром и разлетом. К примеру, если в продаже можно встретить батареи салютов калибром до 37 мм, то в профессиональных шоу встречаются калибры 75 мм и выше, стреляющие к тому же не вверх, а «веером». Высотные заряды имеют форму шаров, и стреляют ими из специальных мортир, опять же разного калибра.

На площадке пиротехники закрепляют мортиры под нужными углами на металлических фермах, размещают в них заряды, подсоединяют воспламенители, объединяют модули в сеть. Вместо обычных проводов для соединения двух модулей можно использовать радиопередатчик и приемник. Это особенно удобно, если некоторые огневые точки располагаются на удалении от основного фронта- к примеру, на крыше здания.

Звуковой файл запускается прямо из программы управления фейерверками — таким образом гарантируется точная синхронизация выстрелов с музыкой. Для этого управляющий компьютер подключается к аудиосистеме, озвучивающей площадку. Оператор, запускающий фейерверк-шоу, располагается в безопасном месте, вместе со зрителями. Его задача — просто нажать на кнопку запуска программы. Все шоу проходит в автоматическом режиме. Если что-то пойдет не так, оператор может в любой момент остановить шоу. Но, по словам Виктора Иванова, таких случаев в его практике не было.

Каждое фейерверк-шоу — это произведение искусства, которое можно увидеть только один раз. Программы никогда не повторяются, а пытаться уместить пылающее небо в видеокамеру — все равно что стараться заменить живой камин картинкой в телевизоре. Здесь важен масштаб, запах свежего воздуха с оттенками порохового дыма, раскатистый грохот разрывающихся снарядов. К счастью, в наши дни масштабные фейерверк-шоу уже не редкость, не в последнюю очередь благодаря современным компьютерным технологиям.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2010).