Новости космонавтики: 19-25 ноября 2010 г.

В США запущен кластер из 6-ти спутников, а старт шаттла Discovery раз за разом откладывается: обнаруживаются все новые повреждения. ESA продлевает работу ряда старых космических миссий. Голландская KLM будет продавать билеты на суборбитальные полеты. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

19 ноября

Из-за технических проблем отложен пуск американской ракеты-носителя Delta 4-Heavy с разведывательным спутником NROL-32 на борту. Запланированный на ночь с 18 на 19 ноября старт состоится на сутки позже.

Сообщается, что накануне в НИЦ РКП состоялись успешные огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля (УРМ-2) верхней ступени ракеты-носителя модульного семейства «Ангара». Модуль УРМ-1 первых ступеней носителя «Ангара» успешно прошел полный цикл стендовых испытаний в 2009 г.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов рассказал, что решение о продлении срока эксплуатации МКС до 2020 г. приняли уже правительства России, США, Канады и Японии. На настоящий момент вопрос не утвержден лишь со стороны ESA — по словам Перминова, «только лишь потому, что у них очень сложный процесс согласования между правительствами стран-участниц».

20 ноября

В 04:25 по московскому времени с космодрома на острове Кадьяк на Аляске состоялся успешный пуск ракеты-носителя Minotaur-4. На борту ракеты в космос отправлены спутники STPSat-2 (технический, экспериментальный), Falconsat-5 (для исследований ионосферы), Fastsat-HSV (исследования ионосферы), Fastrac 1 и Fastrac 2 (технический, экспериментальный), O/OREOS (для экспериментов в области материаловедения), RAX (для изучения полярных сияний), Nanosail-D (для проведения технологических экспериментов), S26 Ballast 1 и S26 Ballast 2 (габаритно-весовые макеты перспективных космических аппаратов военного назначения).

Спутники системы ГЛОНАСС защищены от возможных вспышек солнечной активности, о чем рассказал глава ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич. «Смею вас уверить, что наши аппараты, конечно же, защищены. С другой стороны, все мы с вами должны четко понимать, что может произойти, и с какой долей вероятности», — отметил Урличич. Он напомнил, что 50 лет назад произошел исключительно мощный солнечный шторм, который вывел из строя даже телеграф — такой шторм бывает с интервалом в 500 лет. «Проблема в том, что мы сейчас построили все свои системы с расчетом на среднестатистическую активность Солнца. Ряд систем, в том числе ГЛОНАСС, построены с огромным запасом, но, допустим, произошел какой-то страшный эксцесс на Солнце. Если это выброс достаточно большой, то сутки-двое — и он будет около Земли. Если спутник сможет увидеть эту вспышку в оптическом диапазоне, то он сможет нас предупредить почти за сутки-двое», — пояснил Урличич. При этом он заключил: «Смею вас уверить, мелкие неприятности со спутниковой орбитальной группировкой нашему человечеству покажутся детскими шалостями (по сравнению с наземными ЧП в результате сверхсильной солнечной активности — ред.). Я говорю это совершенно искренне».

Старт ракеты-носителя Delta 4-Heavy со спутником NROL-32 снова отложен — на сей раз, на неопределенный срок.

Япония объявила о начале разработки дешевого искусственного спутника для развивающихся стран. С его помощью можно будет наблюдать за наводнениями, решать задачи сохранения лесов, а также создавать карты. При этом стоимость аппарата будет впятеро ниже аналогов, которые сегодня производят в Европе и США — около 120 млн долларов.

21 ноября

Генеральный конструктор компании «Газпром космические системы» Николай Севастьянов заявил, что к 2015 г. компания намерена довести орбитальную группировку спутников «Ямал» до шести аппаратов, расширив зону обслуживания, в основном, в Восточном полушарии — Евразии, Африке, Австралии, на Аляске. Запуски запланированы на ноябрь 2011 г. («Ямал-300К»), октябрь 2012 г. («Ямал-402») и конец 2013 г. («Ямал-401»), с помощью ракет-носителей «Протон». Спутники создаются в сотрудничестве с ИСС имени Решетнева и Thales Alenia Space.

22 ноября

Глава Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Сергей Крикалев сообщил, что до конца нынешнего года планируется свести всех российских космонавтов в один отряд. Пока что космонавтов в России готовят в трех различных отрядах. Помимо самого крупного отряда в ЦПК (в Звездном городке) собственный отряд имеет РКК «Энергия» (в Королеве), и в отдельном отряде в ИМБП РАН готовят космонавтов-медиков.

В 01:58 московского времени с космодрома на мысе Канаверал выполнен успешный пуск ракеты-носителя Delta 4-Heavy с разведывательным спутником USA-223 (NROL-32) на борту.

Один из руководителей Национального космического агентства Украины Эдуард Кузнецов рассказал, что в конце 2012 г. НКАУ планирует запуск первого украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь».

Компания Lockheed Martin представила план следующего этапа развития программы Space Fence, которая нацелена на модернизацию средств идентификации и отслеживания ВВС США объектов в космосе. В программе для нахождения, отслеживания и точного измерения объектов на околоземной орбите должны быть задействованы наземные радары, работающие на дециметровых волнах (S-диапазон). Географическое рассредоточение и высокие частоты позволят обнаруживать намного более мелкие микроспутники и космический мусор, в сравнении с возможностями нынешних систем. Программа Space Fence придет на смену программе VHF Fence, которая работает с начала 1960-х.

23 ноября

Агентство NASA сообщает, что все технические работы, проводившиеся на шаттле Discovery после обнаружения там трещин на основном топливном баке, завершены, и более ничто не мешает кораблю стартовать в намеченный срок — 3 декабря.

Главы 25-ти космических агентств разных стран на встрече в Вашингтоне приняли декларацию, которая определяет основные пути международного сотрудничества в области космических исследований. В ней, в частности, сказано: «Пилотируемый полет к Марсу является следующим логическим шагом в области космических исследований, учитывая научный интерес и перспективы развития для человечества». Решено поддержать развитие общей совместной политики по полетам на околоземную орбиту и в дальний космос, вовлечение в сотрудничество новых и развивающихся космических держав.

Комитет по научной программе ESA принял решение продлить до 2014 г. срок работы 11-ти научных миссий, уже отработавших запланированное время — среди них, в частности, орбитальные телескопы XMM-Newton и Planck, зонды Venus Express и Mars Express. Как отмечается в сообщении для прессы, все эти аппараты завершили основные исследовательские программы, но все продолжают давать выдающиеся результаты.

24 ноября

В 19:09 московского времени с китайского космодрома Сичан выполнен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3A с телекоммуникационным спутником Zhongxing 20A на борту. Пуск успешный, аппарат выведен на заданную орбиту.

Зонд Stardust, который в 2004 г. встретился с кометой 81P/Wild 2 и отправил на Землю капсулу с кометным веществом, начал маневры для сближения с кометой 9P/Tempel 1 на дистанцию в 200 км, которое должно состояться 14 февраля 2011 г. На 9 с включив маневровые двигатели, Stardust сжег 41 г топлива и вышел на заданную траекторию сближения.

Авиакомпания KLM подписала соглашение со Space Experience Curacao (SXC) по совместному использованию кораблей XCOR Lynx для регулярных суборбитальных перевозок. В настоящее время ожидается разрешение правительства США на создание на острове Кюрасао площадки для кораблей, а первые полеты намечены на начало 2014 г. Ожидается, что KLM займется рекламой и продажами билетов на суборбитальные полеты, а XCOR — оказывать оперативную поддержку и обслуживать корабли.

25 ноября

По мнению специалистов ЦНИИ Машиностроения, поломку бортовых компьютеров МКС в 2007 г. и два баллистических спуска пилотируемых кораблей «Союз» в 2007 и 2008 гг. мог вызвать накопленный корпусом станции и космических кораблей электрический заряд. По их словам, именно электрофизические воздействия стали наиболее вероятной причиной отказа системы подрыва одного и того же пиропатрона на двух кораблях «Союз», которые провели в составе станции по полгода. Отказ системы подрыва привел к двум баллистическим спускам подряд в октябре 2007 и апреле 2008 г.

Вновь перенесен запуск шаттла Discovery: теперь он сможет стартовать не ранее 17−20 декабря. Во время очередной проверки корабля была выявлена утечка водорода, в топливном баке были выявлены новые трещины, не связанные с предыдущим дефектом.

Власти США выдали первую лицензию на осуществление коммерческих запусков частной компании — ею стала калифорнийская Space Exploration Technologies, создающая собственные ракету-носитель Falcon-9 и космическую капсулу Dragon. Лицензия позволит компании провести серию испытаний ракеты и капсулы, которые в будущем должны взять на себя доставку грузов на МКС.

Специалисты подмосковного ЦУПа завершили операцию по коррекции орбиты МКС. Средняя высота полета станции увеличена на 1,7 км — до 351,6 км. Маневр проводился с использованием восьми двигателей причаливания и ориентации грузового корабля «Прогресс М-07М», пристыкованного к служебному модулю «Звезда».

«Новости космонавтики»