Новости космонавтики: 22-28 октября 2010 г.

К концу года российские разработчики обещают представить первые промежуточные итоги проекта по созданию ядерного двигателя для космических кораблей. На МКС отправлен очередной корабль-«грузовик». Украина может получить доступ к высокоточному сигналу ГЛОНАСС для военных целей. В США открыт первый частный космодром. МКС и ЦУП на зимнее время не переходят. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».
Популярная механика
Популярная механика редакция

22 октября

МКС побила рекорд станции «Мир» по длительности непрерывного пребывания людей на борту. Побитый рекорд «Мира» составлял 3641 день (с 8 сентября 1989 г. по 28 августа 1999 г.) — начиная с этого дня показатель МКС превышает это значение.

В подмосковном Королеве прошли торжественные мероприятия, посвященные 50-летию Центра управления полетами.

23 октября

Глава Центра имени Келдыша Анатолий Коротеев пообещал, что уже к концу года будут представлены промежуточные результаты — технические предложения — разработки ядерной энергодвигательной установки для космических аппаратов.

Запуск пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-20», спускаемый аппарат которого был поврежден при транспортировке на космодром «Байконур», переносится с 13 декабря на 15-е. В настоящий момент корабль проходит комплексные испытания, хотя никаких проблем не выявлено. Параллельно на Байконуре идут работы по подготовке к запуску к МКС транспортного корабля «Прогресс М-08М».

24 октября

Сообщается, что РКК «Энергия» станет головным предприятием основного космического холдинга РФ, в состав которого уже включен ведущий производитель ракетных двигателей — НПО «Энергомаш», а впоследствии войдет и крупнейший производитель ракет-носителей — Самарское ЦСКБ «Прогресс». Холдинг займется, в частности, созданием нового пилотируемого космического корабля, перспективной ракеты-носителя «Русь-М» под его запуск, а также производство двигателей для уже используемых и перспективных ракет-носителей будущего.

В американском штате Нью-Мексико прошло торжественное открытие взлетно-посадочной полосы первого в мире аэропорта для космического туризма. Космопорт America, сооруженный по проекту корпорации Virgin Galactic, располагается в 70 км от города Лас-Крусес.

25 октября

В 18:25 московского времени автоматический грузовой корабль «Прогресс М-05М» отстыковался от МКС и отправился в автономный полет. За примерно 3 недели на нем будет проведена серия геофизических исследований, после чего по команде с Земли он сойдет с орбиты.

26 октября

Компания SpaceX на 10 дней отложила запланированный испытательный запуск ракеты-носителя Falcon-9 с макетом корабля Dragon. Новой датой объявлено 18 ноября.

Россия и Южная Корея договорились осуществить третий запуск ракеты Naro 1, которая должна доставить на околоземную орбиту научный спутник весом до 100 кг. Предыдущие две попытки старта ракеты, часть которой изготавливается российскими, а часть — корейскими специалистами, закончились авариями.

ЦУП провел маневр МКС для уклонению от космического мусора. Коррекция орбиты станции осуществлялась с помощью 8-ми двигателей грузового корабля «Прогресс М-07М», пристыкованного к модулю «Звезда». В результате станция выведена из возможной зоны «красного коридора», где вероятность опасного сближения равна 1:1000.

27 октября

По сообщению пресс-службы Роскосмоса, в то время, как в 3 часа 31 октября Россия перейдет на «зимнее» время, стрелки часов на МКС и в ЦУПе переводиться, как обычно, не будут.

В 14:15 московского времени со шведского ракетного полигона Кируна произведен пуск геофизической ракеты Nike Orion с полезной нагрузкой Mapheus-2. Основной целью пуска являлось проведение экспериментов в условиях микрогравитации. Максимальная высота подъема ракеты составила 153,5 км.

В 19:12 по московскому времени с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-08М». Спустя 8 минут корабль успешно отделился от носителя и вышел на орбиту. На 30 октября запланирована его стыковка с МКС.

28 октября

Россия примет участие в модернизации одного из крупнейших в мире радиотелескопов РТ-70, расположенного в Евпатории и принадлежащего украинскому Национальному центру управления и испытания космических средств. Телескоп будет использоваться и в российских космических проектах по изучению дальнего космоса и в сопровождении российской миссии «Фобос-Грунт». По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, соответствующие документы уже подписаны, и первая партия российского оборудования отправлена в Евпаторию.

На МКС запущена новая система получения воды из водорода и углекислоты. До сих пор водород, получавшийся при производстве кислорода посредством электролиза воды, просто выбрасывался наружу. Так же поступали и с углекислым газом, выдыхаемым космонавтами. Теперь они будут использоваться для получения дополнительно около 2000 л воды в год.

Выступая перед СМИ, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Россия готова рассмотреть вопрос о допуске Украины к высокоточному сигналу навигационной системы ГЛОНАСС, который используется в военных целях. «Если правительство Украины выскажет свою заинтересованность в получении доступа к высокоточному сигналу, то мы готовы рассмотреть этот вопрос», — сказал он. Пока что такой доступ открыт только Индии для использования, в частности, при наведении высокоточного оружия.