В сентябре на полигоне в Великобритании прошел испытательный полет беспилотника DEMON. Казалось бы, этим нас сегодня не удивишь — если б не одно обстоятельство. Этот аппарат впервые не использовал для маневров никаких движущихся элементов крыла.

Как обычно маневрируют современные летательные аппараты? С помощью подвижных управляющих аэродинамических поверхностей на руле и/или крыльях — элеронов, элевонов, закрылков и так далее. Это удобный и простой способ управления, но он же во многих случаях является слабым местом самолета — хотя бы в силу того, что требует участия подвижных элементов, подвергающихся особенно высоким нагрузкам на больших скоростях.

DEMON этого не требует: маневрирование он осуществляет, используя отклоняемый вектор тяги своего двигателя в сочетании с особой конструкцией крыльев. В них проходят полые трубки, через которые нагнетается и передается воздух от турбокомпрессора, но не для управления элеронами, а выбрасывается через щели в задней кромке. Дополнительный поток воздуха снижает давление над соответствующим крылом, позволяя аппарату разворачиваться.

Итак, 17 сентября, поднявшись в воздух, DEMON получил команду на блокировку подвижных аэродинамических поверхностей, которые на всякий случай установлены на его крыльях. После этого он блестяще справился с разворотами, изменением высоты и даже посадкой.

Сам по себе беспилотник решен по аэродинамической схеме «летающее крыло» (Blended Wing-Body), при весе 90 кг и размахе крыльев 2,5 м способен развивать до 280 км/ч. Отсутствие движущихся элементов на внешней поверхности фюзеляжа не только делает аппарат более надежным, но и увеличивает срок его службы, облегчает его ремонт. Хотя некоторые элементы полета он способен брать на себя полностью, не стоит забывать, что DEMON — лишь экспериментальный экземпляр и не полностью автономен.

DEMON стал результатом сотрудничества инженеров корпорации BAE Systems и ученых из десятка университетов Великобритании. Аппарат этот — лишь промежуточный этап в реализации программы по созданию подобных аппаратов FLAVIIR, в которую должно быть вложено без малого 10 млн долларов. Работы по программе должны быть закончены в течение 5 лет, после чего, возможно, и таким полетом беспилотника уже никого не удивишь.

По информации Gizmag и BAE Systems