РКК «Энергия» и компания «Орбитальные технологии» озвучили планы о создании первой в мире коммерческой космической станции, которую будут использовать для размещения туристов и проведения научных экспериментов.

По сообщению, обнародованному «Орбитальными технологиями», РКК «Энергия» займется строительством и управлением коммерческой космической станцией (ККС), тогда как сама компания берет на себя финансирование проекта и поиск клиентов.

Клиентами же, как ожидается, станут как частные граждане, желающие со вкусом отдохнуть в небывалой орбитальной гостинице, так и коммерческие, и научные организации, нуждающиеся в проведении экспериментов в условиях космоса. Генеральный директор «Орбитальных технологий» Сергей Костенко заверяет, что компанией уже заключено несколько контрактов с клиентами из разных областей науки и промышленности для проведения работ в сферах биотехнологии, медицины, материаловедения и дистанционного зондирования Земли. Костенко добавляет: «Также у нас есть несколько предложений по реализации медиапроектов. И, конечно же, некоторые наши клиенты хотели бы просто провести небольшой отпуск на борту станции».

ККС планируется вывести на ту же высоту орбиты, на которой сегодня действует МКС, так, чтобы расстояние между ними не превышало 100 км. Помимо прочего, это позволит предлагать клиентам уникальные возможности параллельного посещения или использования обеих станций. Кроме того, ККС может стать уникальным убежищем для экипажа МКС в случае возникновения непредвиденных ситуаций — и наоборот, жители ККС смогут найти помощь на МКС. «Для экипажа МКС появится возможность при необходимости покинуть МКС на несколько дней, например, на время незапланированных ремонтных работ на станции или в случае возникновения аварийной ситуации», — подтверждает и Алексей Краснов, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса.

Основными кораблями для обслуживания ККС станут российские грузовики «Прогресс» и пилотируемые «Союзы», хотя, конечно, будет возможна стыковка и с перспективными космическими кораблями других стран (европейские ATV и ARV, китайский Shenzou, американский Dragon). Возможно, для некоторых их будущих космических миссий ККС станет промежуточным этапом для дальнейшего пути, базой хранения и снабжения, пунктом сборки кораблей для дальнего путешествия.

К сожалению, достаточных технических деталей проекта пока не обнародовано. На сайте «Орбитальных технологий» говорится лишь, что ККС будет способна принимать экипаж числом до 7-ми человек и «различной продолжительности пребывания». Планируемый минимальный срок эксплуатации станции — 15 лет.

Чем бы это славное начинание ни закончилось, оно замечательно уже самим своим фактом. По словам заместителя главы Роскосмоса Виталия Давыдова, «он позволит частному сектору участвовать в подобном уникальном начинании, а также привлечет частные инвестиции в российскую космическую индустрию». На фоне все более расширяющегося присутствия негосударственных организаций в мировой космонавтике отечественный бизнес получает отличный шанс не отставать от западных коллег.

Стоит сказать, что ни «Орбитальные технологии», ни «Энергия» не говорят ни о графике создания и запуска модулей ККС, ни об источниках финансирования. Будет крайне печально, если и на сей раз, имея все технологические ресурсы, нам в итоге придется нагонять конкурентов из других стран. Ту же компанию Bigelow Aerospace, которая вовсю работает над созданием собственного орбитального отеля и уже провела несколько запусков прототипов, о чем мы писали в заметке «Надувная романтика».

Читайте также: «"Частники» на орбите".