Почему люди не летают, как птицы?.. Теперь — летают. В воздух поднялся первый аппарат, остающийся в полете за счет машущих крыльев и мускульной силы пилота.

До появления авиации беззаветные чудаки, энтузиасты и изобретатели создавали летательные аппараты самых причудливых конструкций. К примеру, всем известны попытки собрать «махолет», летающий, как птица, за счет машущих крыльев — известны и их печальные результаты. Лишь недавно первый подобный аппарат успешно полетел. Приводится в движение он, как и положено, одной лишь мускульной силой.

Махолеты конструировались за столетия до того, как оторвались от земли первые самолеты. В XV в. подобный проект разрабатывал и Леонардо Да Винчи. Об удивительной судьбе таких аппаратов мы подробно писали в статье «Дорога к мечте». Там же мы писали, в частности, и о проекте канадских разработчиков, который в конце 1990-х поднялся в воздух. А недавно доработанная и модернизированная версия, получившая название Snowbird, совершила свой первый полет на одной лишь мускульной силе.

Событие состоялось еще 2 августа, но лишь недавно этот задокументированный факт прошел необходимые инстанции и признан местной федерацией аэронавтики. За штурвалом Snowbird сидел студент и атлет Тодд Райхерт (Todd Reichert), который заставил машущий крыльями аппарат продержаться в воздухе 19,3 секунды и пролететь 145 м со средней скоростью 25,6 км/ч. Совсем не впечатляет — но и братья Райт когда-то пролетели считанные метры. Главное, начало положено.

А впрочем, главное тут — в другом. Как верно сказал сам Райхерт, «Snowbird венчает вековую мечту». Столетиями люди мечтали летать, как птицы, без шумного двигателя, элегантными взмахами крыльев, приводимых в движение силой мышц. Были сделаны сотни, а то и тысячи, подобных попыток, и лишь эта стала полностью удачной.

Успех, разумеется, обеспечили современные технологии и материалы. Имея размах крыльев 32 м, почти как у Boeing 737, аппарат весит лишь 43,5 кг — по замечанию конструкторов, «меньше чем все подушки на борту «Боинга»». Полный взлетный вес (вместе с пилотом) составил 114,3 кг. Крутя педали от велосипеда, пилот передает усилие на специально сконструированный механизм, опускающий крылья. Подъем их производится за счет собственных аэродинамических свойств. Элегантные движения крыльев медленны и величественны — за секунду Snowbird совершает 0,65 полного взмаха. В конце концов, это просто красиво.

HPO The Snowbird from U of T Engineering on Vimeo.

По пресс-релизу University of Toronto