Мост в движении: современные технологии

Человек придумал мост приблизительно тогда, когда обрел разум. Перебросить бревно через ручей было совсем несложно. Со временем конструкция мостов усложнилась, а эволюция инженерии привела к появлению десятков различных технических решений. Правда, общий принцип большинства современных мостов остался таким же, как и миллион лед назад: бревно, переброшенное через ручей...
Мост в движении: современные технологии

Человеку было мало архитектурного разнообразия: нужно было заставить мост двигаться. Первые подъемные мосты появились еще во времена Римской империи. На долгие годы тема подвижных мостов была заморожена: подъемные мосты использовались повсеместно, но новых конструкций не появлялось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развитие металлургии в XIX веке дало новый толчок мостостроению как инженерной науке. В 1850 году в Санкт-Петербурге был открыт для проезда первый в истории разводной мост раскрывающегося типа — Благовещенский. Крупные парусные суда получили возможность ходить по Неве, а человечество обрело новую платформу для изобретений. Последние не заставили себя ждать.

Летающий паром

Разводные мосты можно подразделить на два типа в зависимости от выполняемой задачи. Первые предназначены для обеспечения непрерывного наземного трафика и разводятся лишь на короткий промежуток времени для пропуска ограниченного количества судов. Вторые, наоборот, бóльшую часть времени оставляют реку открытой для судоходства. Конечно, и ту и другую функцию может выполнять обычный мост раскрывающегося типа, но человеческому воображению не свойственно останавливаться на достигнутом. В конце XIX века баскский архитектор и инженер Мартин Альберто де Паласио-и-Элисаге спроектировал первый в истории мост-транспортер, или «летающий паром», как его прозвали в народе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Небольшой испанский городок Португалете в Бискайской провинции расположен на правом берегу реки Нервьон. В те далекие времена он был излюбленным местом отдыха богатых грандов. На левом же берегу, в городке Лас-Аренас, жили работники металлургических предприятий и трущобная беднота. Задача перед Паласио стояла сложная: обеспечить переправу, сохранить постоянную возможность судоходства (так как все сырье для металлургического производства поступало по реке) и минимизировать появление простых рабочих в престижных кварталах города. Испанец недаром был учеником самого Эйфеля. Он предложил городским властям оригинальное решение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мост-транспортер Паласио представлял собой нечто вроде козлового крана, используемого в портах для транспортировки сверхтяжелых грузов. Двумя опорами «кран» стоял на одном берегу, двумя — на противоположном, а по 160-метровому пролету на тросах двигалась гондола, напоминающая обычный паром с крытой палубой для пассажиров I класса и открытой — для пассажиров II класса, грузов и скота.

В 1893 году Бискайский мост сдали в эксплуатацию. Паласио стал модным архитектором и получил ряд грантов и премий под другие проекты. Но самое главное — он задал тренд. Другие инженеры, увидев работающий пример моста-транспортера, осмелели и начали постепенно вводить в эксплуатацию подобные конструкции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бискайский мост работает до сих пор. Гондола курсирует с одного берега Нервьона на другой каждые восемь минут. В нее помещается шесть легковых автомобилей и 20−30 человек. В 2006 году мост был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Модный тренд

Итак, Паласио задал тренд, и одним мостом-транспортером дело не ограничилось. С 1893 по 1916 год было построено еще 17 летающих паромов в разных уголках планеты — в Великобритании, Германии, Франции, Аргентине. А потом история с летающими паромами неожиданно сошла на нет. Слишком уж дорого обходились хитроумные металлические гиганты, не способные выдерживать постоянно растущий поток автомобильного транспорта. На сегодняшний день сохранилось всего девять мостов-транспортеров тех далеких времен. Шесть из них — на ходу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крупнейший сохранившийся мост-транспортер соединяет два берега реки Тис по ходу национальной трассы А178 Миддлсбро- Порт-Кларинс. Мост был построен по заказу парламента Соединенного Королевства, торжественно открыт принцем Артуром, герцогом Коннаутским 17 октября 1911 года и был призван в первую очередь демонстрировать производственную мощь Великобритании. Возведение моста широко освещалось в прессе, и особо подчеркивалось, что он построен фирмой «Сэр Уильям Эррол и К» из лучшей в мире стали металлургической компании Dorman Long. Несмотря на активную рекламу, уже к 1920-м годам функциональность летающего парома Миддлсбро серьезно упала ввиду появления нормальных, стационарных мостов по соседству.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последний мост-транспортер «классической» эпохи построили в Чикаго для Всемирной технической выставки 1933 года. Огромный мост в течение года демонстрировал техническую мощь Америки, а потом был взорван с помощью динамита за ненадобностью. Такая же участь постигла еще ряд мостов-транспортеров. Впрочем, некоторые недействующие транспортеры просто изменили свое назначение. Транспортер в Дулуте (США), к примеру, был перестроен в мост лифтового типа.

Летающие паромы строятся и в наши дни. Например, в 2003 году в Эрлебнисбрюке, Германия, открыли небольшой пешеходный мост-транспортер, работающий от электромотора. Но это не более чем игрушка, рассчитанная на перевозку через ручей не более четырех человек за раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вывод из всего рассказанного можно сделать один: мосты-транспортеры устарели, не успев обрести популярность, и остались не более чем диковинным порождением инженерной мысли. Хотя кто знает, что ждет нас в будущем. Может быть, лет через пятьсот стационарные мосты запретят по каким-либо экологическим причинам и летающие паромы обретут второе рождение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобно букве «П»

Существует и еще один тип мостов, который кажется экзотическим ввиду редкости в наших широтах. Это вертикально-подъемный мост, или мост лифтового типа.

Определить, когда был построен первый подобный мост, довольно сложно. Скорее всего, вертикально-подъемным можно считать Тёрн-бриджский мост, пересекающий канал Хаддерсфилд, Йоркшир, Великобритания. Хитроумная система рычагов и балансов при необходимости поднимает четырехметровый пролет моста на высоту в 2,5 м, а построено это чудо инженерной мысли в 1865 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начиная с конца XIX века мосты лифтового типа начали повсеместно появляться в Европе, Америке, а чуть позже — в Австралии и Азии. В отличие от мостов-транспортеров, подобные устройства в опущенном состоянии выполняют функцию обычного стационарного моста и способны пропускать огромные машинопотоки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мост лифтового типа представляет собой две (или более) опоры, на которых установлено, собственно, дорожное полотно. Нижнее положение полотна обеспечивает движение автомобильного транспорта, а верхнее — возможность пройти под ним на судне. В принципе, длина пролета вертикально-подъемного моста может быть сколь угодно большой. Она ограничена только суммарным весом пролетного строения: подъем происходит за счет противовесов, удерживаемых стальным канатом с определенной прочностью на разрыв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие мосты лифтового типа — не автомобильные, а железнодорожные. Сделать раскрывающийся железнодорожный мост крайне сложно — ведь необходимо обеспечить неразрывность рельсового полотна. Вертикально-подъемная конструкция позволяет решить эту проблему практически без потерь. К слову, железнодорожные мосты такого типа есть и в России — например, через реку Свирь на 284-м км Октябрьской железной дороги в Подпорожье с расчетным пролетом 109 м и массой к подъему 1700 т. Вообще, если бы не ограничение по массе к подъему, можно было бы строить мосты лифтового типа хоть через Тихий океан. Но законы физики не обманешь. Естественно, при строительстве тщательно рассчитывается прочность конструкции при повышенной горизонтальной силе ветра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что единственный недостаток таких мостов — их непривлекательный внешний вид, поэтому их редко строят в городской зоне. Но если это единственный недостаток, то странно, что остальные типы разводных мостов вообще не отмерли...

Один из самых известных вертикально-подъемных мостов — Тауэр-бридж через реку Сакраменто, США, открытый в 1935 году и исправно функционирующий до сих пор. Если же говорить именно о железнодорожных мостах, то одно из старейших сооружений подобного типа — «Стальной мост» через реку Вилламетт в Орегоне, построенный в 1912 году. Максимальная длина его пролета — 64 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


На сегодняшний день в мире существует и работает более сотни вертикально-подъемных мостов. Более того, ежегодно появляются новые. Например, в 2008 году во французском Руане торжественно открыли огромный мост лифтового типа — имени Гюстава Флобера. Стоимость его постройки превысила? 130 млн, зато мост может выдерживать трафик до 50 000 машин в день и подниматься на высоту 86 м, позволяя проплыть даже парусным судам с высокими мачтами.

Змеи и лестницы

Существует целый ряд конструкций мостов, которые существуют в одном-единственном экземпляре. Это мост откатного типа The Rolling Bridge в Лондоне, и перекидной Millennium Bridge в Гейтсхеде, и еще несколько оригинальных инженерных решений. Не исключено, что развитие технологий и инженерной мысли приведет к распространению подобных конструкций и постепенному исчезновению стационарных мостов или по крайней мере сокращению их числа. Но все это не более чем предположения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все-таки бревно, переброшенное через ручей, будет так или иначе существовать всегда. Конечно, великолепные подвесные мосты XXI века с виду не имеют ничего общего с тем самым первым мостом, «построенным» нашими пращурами. Но все-таки они не забывают свою родословную. А эта статья — о мостах, которые попытались нарушить традиции предков. С тем или иным успехом это получилось.