Новости космонавтики: 13-19 августа 2010 г.

Китайские спутники провели на орбите загадочное маневрирование. Несмотря на предыдущие неудачи, Россия и Южная Корея договорились еще раз попытаться запустить ракету-носитель Naro-1. В США успешно завершены стендовые тесты уникального прямоточного воздушно-реактивного двигателя на твердом топливе. Простые любители, участники проекта Einstein@Home обнаружили странный пульсар. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

13 августа

Китай провел на орбите эксперимент по маневрированию. Спутник Shijian-12 сблизился со спутником Shijian-6−03А. Shijian-12 официально является научным аппаратом, хотя некоторые эксперты полагают, что на самом деле он предназначен для наблюдения за космической обстановкой, то есть за другими спутниками. Целью проведенных экспериментов может быть отработка алгоритмов сближения на орбите в интересах китайской пилотируемой программы полетов, в рамках которой на 2011 г. планируется беспилотная стыковка космического корабля с орбитальной лабораторией. Высказывается и версия о задаче маневра, как отработке технологий инспекции собственных и иностранных КА. Она выглядит более вероятной, поскольку никакой официальной информации об эксперименте не дается, а у Китая нет необходимости скрывать его проведение, если он связан с пилотируемой программой.

Сообщается, что для завершения ремонта системы охлаждения американского сегмента МКС может понадобиться еще 2 выхода в открытый космос — таким образом, в общей сложности астронавты совершат 4 «космических прогулки» для устранения неисправности.

Компания Aerojet объявила об успешном завершении стендовых испытаний нового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) на твердом топливе. Двигатель планируется использовать на перспективной гиперзвуковой ракете JDRADM. ПВРД являются самыми эффективными из существующих реактивных двигателей, они способны разгонять летательные аппараты до 10 тыс. км/ч и более. Традиционно ПРВД используют жидкое топливо, однако оно требует специфических условий хранения и обращения, имеет короткий срок годности, поэтому не подходит для военного применения. Поэтому твердотопливные ПРВД могут стать новой вехой в ракетной технике и позволят создать уникальные и относительно недорогие гиперзвуковые аппараты.

Сообщается, что 11 августа шведский научный спутник Prisma/Tango успешно отделился от спутника-носителя Prisma/Mango. Аппараты были запущены 15 июня ракетой-носителем «Днепр», стартовавшей с базы «Ясный» в Оренбургской области. Они предназначены для испытаний и отработки технологий сближения и управляемого движения на орбите.

Любители науки, участники проекта распределенных вычислений Einstein@Home обнаружили необычный пульсар. Проект, стартовавший в 2005 г., предназначен для анализа данных, собранных обсерваториями LIGO и GEO-600, в поисках предсказанных Общей Теорией Относительности гравитационных волн. Сейчас в его работе принимают участие около 262 тыс. человек, 35% которых задействованы в поиске пульсаров — вращающихся нейтронных звезд. Обнаруженный пульсар PSR J2007+2722 испускает высокочастотные радиоволны и не смещается в пространстве. Это может означать, что он не имеет звезды-компаньона, в отличие от большинства пульсаров. Возможно, «напарница» PSR J2007+2722 превратилась в сверхновую, а сам пульсар поглотил ее материю, при этом получив дополнительное вращение.

14 августа

Уже девять недель в ИКИ РАН продолжается эксперимент «Марс-500». Глава группы участвующих в проекте психологов Юрий Бубеев рассказал: «Нам удалось подобрать стабильный, работоспособный экипаж. Пока с ним минимальное количество проблем. Хотя два месяца — это первый критический период, когда, по нашему опыту, уже могут возникнуть какие-то конфликты. Пока экипаж работает на удивление стабильно. А что касается конфликтов, то они когда-то неизбежно возникнут, без этого эксперименты просто не обходятся. Наша задача — удержать их в определенных рамках и довести эксперимент до логического завершения. (...) Между ними нет какой-то обособленности, какая отмечалась в предыдущих подобных экспериментах. Безусловно, есть особенности темперамента. Самый темпераментный — это итальянец Диего, сразу видно — южанин. Наиболее выдержанный, иногда где-то даже замкнутый, — китаец Ван Юэ. Ему, наверное, труднее всего из-за того, что остальные общаются на родном или близких языках, а ему не с кем поговорить на китайском — только английский или русский».

На Солнце появилось сразу 5 групп солнечных пятен (1093, 1095, 1096, 1097 и 1098), число которых считается главным критерием уровня солнечной активности. Появление пяти пятен заставило ученых говорить о возможном «пробуждении» Солнца, которое все еще переживает аномально долгий период пониженной активности. Впрочем, сам по себе этот параметр не очень точный: за последние 10 лет больше всего пятен на Солнце было 24 января 2002 г. — 19 групп — однако все они вместе произвели только 3 вспышки причем самого низкого класса С. И напротив, крупнейшая солнечная вспышка в современной истории наблюдений, зарегистрированная 4 ноября 2003 г., произошла в день, когда на Солнце было всего 4 группы пятен.

В 15:07 по московскому времени с мыса Канаверал выполнен пуск ракеты-носителя Atlas-5 с военным телекоммуникационным спутником AEHF 1 на борту. Спустя 51 минуту 6 секунд космический аппарат отделился от носителя и вышел на околоземную орбиту.

15 августа

Несмотря на предыдущие неудачи, Россия и Южная Корея договорились предпринять в 2011 г. третью попытку запуска научного спутника с помощью ракеты Naro-1. Эксперты двух стран официально объявили неудачной предыдущую, вторую попытку запуска, предпринятую 10 июня, пообещали совместно найти причину неудачи и внести в конструкцию ракеты необходимые усовершенствования.

Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, отвечая на вопросы журналистов о том, ведутся ли в России «работы по созданию самолетов, способных действовать в космосе», заявил: «Естественно, ведутся». По его словам, такие работы идут и в других странах. «Ведем и мы. Мы не можем быть в обозе. Есть разработки, есть понимание, как это делать, есть технические решения», — сказал Зелин.

16 августа

На МКС продолжаются работы по ремонту вышедшей из строя системы охлаждения. В 14:20 московского времени астронавты Даг Уилок (Doug Wheelock) и Трэйси Колдуэлл-Дайсон (Tracy Caldwell Dyson) вновь вышли в открытый космос. Проработав за бортом станции 7 часов 40 минут, они успешно закрепили на нем новый насос системы охлаждения.

Сообщается, что на Архитектурном факультете Южно-Уральского госуниверситета защищены два уникальных дипломных проекта, связанные с космодромом «Восточный», который планируется построить в Амурской области. Дипломница Елена Гречушникова представила проект Центра управления полетами космодрома, а ее коллега Елена Филатова — проект Монтажно-испытательного комплекса. Оба дипломных проекта, созданных под руководством доцента Владимира Иванова, рекомендованы к внедрению.

Правительство России одобрило планы продления эксплуатации МКС до 2020 г. К декабрю оформление подобных документов должны закончить и другие страны-участницы проекта. В марте этого года согласие с этими предложениями выразили США, Канада и Европа — хотя последней предстоит длительный процесс согласования документов со всеми 27 странами-членами ESA — и, с некоторой задержкой Япония.

17 августа

По сообщению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, российская группировка спутников дистанционного зондирования Земли, которые, в частности, могут следить за лесными пожарами, через год-полтора может пополниться еще 3-мя аппаратами. «У нас их не хватает, у нас сейчас реально работает две системы, это "Ресурс-ДК1" — аппарат ДЗЗ, и метеорологический "Метеор-М-1"", — сказал Перминов. В связи с этим уже в нынешнем году на орбиту может отправиться гидрометеорологический спутник "Электро-Л", в настоящий момент проходящий испытания. Следующий аппарат, "Канопус-В", будет выведен в космос в первом квартале 2011 г., а спутник "Ресурс-П", вероятно, отправится на орбиту в том же году позднее.

19 августа

Сообщается, что первый запуск новейшей модификации спутников системы ГЛОНАСС, «Глонасс-К», с космодрома Плесецк состоится в декабре, как и было запланировано. До сих пор спутники предыдущих поколений («Глонасс» и «Глонасс-М») выводились исключительно с космодрома Байконур. Кроме того, в начале сентября в Плесецке пройдет старт ракеты-носителя «Рокот» с космическим аппаратом «Гонец-М», который будет участвовать в обеспечении передачи цифровых данных и сообщений о местоположении абонентских терминалов, определяемых с помощью GPS/ГЛОНАСС, а также предоставление услуг электронной почты.

Биолаборатория на российском сегменте МКС на время «закрывается». Бортинженер МКС-24 Федор Юрчихин завершил сессию эксперимента «Асептик», в ходе которого ученые проверяли разные режимы стерилизации космической биолаборатории. Эксперимент поможет разработать методы и технические средства обеспечения асептических условий проведения биоэкспериментов в космосе, которые в будущем смогут использовать биотехнологи на межпланетных кораблях.