Новости космонавтики: 2–8 июля 2010 г.

Грузовой корабль «Прогресс» пристыковался к МКС только со второго раза. Замены вышедшему из строя российскому спутнику «Коронас-Фотон» в ближайшие годы не предвидится. Канада просит Роскосмос помочь с запуском спутника над полюсом. До 2020 г. Россия отправит к Венере новую исследовательскую станцию. Показаны частицы, доставленные на Землю зондом Hayabusa – возможно, с астероида. Японский космодром Танегасима разъедает ржавчина. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

2 июля

В ходе сближения грузового корабля «Прогресс М-06М» с МКС у него отказала система автоматической стыковки «Курс». В результате корабль пролетел мимо станции, на расстоянии около 3 км, и ее экипаж не смог перехватить управление и провести стыковку в ручном режиме. «Прогресс» отправился совершать новый виток вокруг Земли. В ходе следующего сближения, вечером 4 июля, будет предпринята еще одна попытка стыковки.

Представители JPL сообщили, что на американском межпланетном зонде Dawn, который был запущен к астероидам Веста и Церера в 2007 г., возникли неполадки: частично вышла из строя система ориентации и маневрирования космического аппарата. Однако эти проблемы не должны сказаться на его сближении с астероидами, с которыми Dawn должен встретиться в 2011−12 и 2015 гг.

Канадское космическое агентство CSA обратилось в Роскосмос за помощью в запуске спутника над Северным полюсом. По словам одного из руководителей CSA, российские ученые разрабатывают аналогичный проект, но в ближайшее время усилия представителей обеих стран могут быть объединены. По задумке канадцев, два спутника — российский и канадский — будут вести наблюдения за обоими полюсами Земли, ведя сбор метеорологических данных и поддерживая передачу информации.

После многочисленных отсрочек Индийская организация космических исследований ISRO объявила новую дату пуска ракеты-носителя PSLV с 5-ю спутниками. Старт должен состояться с космодрома Шрихарикота 12 июля. На околоземную орбиту должны быть доставлены индийский спутник ДЗЗ, алжирский Alsat-2A, два канадских научных наноспутника, а также спутник Studsat, созданный индийскими студентами.

Сообщается, что в ближайшие 5 лет Россия не будет создавать новые спутники для изучения Солнца взамен вышедшего из строя аппарата «Коронас-Фотон». Реализуемая до 2015 г. Федеральная космическая программа не предполагает подобного проекта, а средства, отпущенные на программу «Коронас-Фотон», РАН уже перераспределила. Тратить их на создание нового спутника, бессмысленно, так как этих денег не хватит. Поэтому новый спутник для исследования Солнца может быть построен только после принятия новой Федеральной космической программы.

В NASA официально объявлено о переносе двух последних стартов космических челноков на МКС. Согласно новому графику, Discovery будет запущен 1 ноября, а Endeavour — 26 февраля 2011 г. В NASA объясняют это тем, что необходимо больше времени, чтобы подготовить к отправке грузы.

3 июля

Перед повторной попыткой стыковки грузовика «Прогресс М-06М» с МКС прошли 2 коррекции орбиты корабля. Проверены все бортовые системы, они работают нормально.

4 июля

В 20:17 по московскому времени транспортный корабль «Прогресс М-06М» состыковался с МКС. Причаливание осуществлено к стыковочному узлу на агрегатном отсеке модуля «Звезда». Сближение и стыковка были осуществлены в штатном автоматическом режиме. На станцию доставлено около 2,6 тонн грузов, в числе которых топливо, запасы сжатого воздуха и кислорода, продукты питания, научная аппаратура, дополнительное оборудование для российского и американского сегментов станции, посылки для экипажа.

По словам главы ИКИ РАН академика Льва Зеленого, новый российский научный проект «Интергелиозонд» для исследования Солнца с близкого расстояния может быть реализован после 2015 г. «Интергелиозонд» уже включен в Федеральную космическую программу, и по нему идут работы. «Проект даст новые качества в солнечных измерениях, ведь около Земли сейчас работают пять или шесть космических аппаратов, а около Солнца — ни одного», — сказал академик Зеленый.

5 июля

По словам заместителя руководителя Роскосмоса Виталия Давыдова, причиной первой неудачной стыковки корабля «Прогресс» с МКС стала неустойчивая УКВ-связь с системой ТОРУ, которая отвечает за ручную стыковку корабля со станцией. В результате корабль сформировал команду на прекращение стыковки и автоматически перешел к безопасному пролету мимо станции. Причина появления этой команды пока не установлена, это может быть «либо помеха, либо затенение передатчика на станции».

По сообщению компании «Газпром космические системы», ее первый космический аппарат «Ямал-100» в нынешнем году будет выведен из состава орбитальной группировки. При этом уже в 2011 г. ему на смену придет спутник нового поколения «Ямал-300».

6 июня

Сообщается, что на американском сегменте МКС, на модуле Harmony снова вышел из строя туалет. Санитарно-гигиенический блок был изготовлен в РКК «Энергия» и обошелся американцам в 19 млн долларов. Он аналогичен туалету, который смонтирован в российском модуле «Звезда», но дополнительно оснащен американской подсистемой регенерации технической воды из урины и пота космонавтов. Это сложнейшее инженерное устройство несколько раз выходило из стоя: в трубопроводах периодически появлялись пузырьки воздуха, которые блокировали систему. Источники в NASA подчеркивают, что на этот раз поломка к подсистеме регенерации отношения не имеет, хотя ее точная причина пока не установлена.

Директор ИКИ РАН академик Лев Зеленый рассказал, что Россия собирается повторить успех советских автоматических межпланетных станций по исследованию Венеры, в ближайшие 10 лет отправив к ней станцию «Венера-Д». «Проект "Венера-Д" вот-вот перейдет в стадию опытно-конструкторских работ», — сказал академик Зеленый. В задачи полета войдут исследования состава атмосферы и поверхности Венеры, выяснение причин исчезновения воды с этой планеты. Буква «Д» в названии аппарата означает, что его миссия будет длительной. Учитывая агрессивность внешней среды Венеры (высокие давление и температура), разработчики спускаемого аппарата рассчитывают на то, что он сохранит работоспособность в течение десятков часов, возможно, суток.

Японская пресса бьет тревогу: единственный в стране полноценный космодром на острове Танегасима крайне устарел, его объекты изъедены ржавчиной, в сборочном блоке ракеты заливает дождем, а мыши и птицы регулярно нарушают систему электропроводки. Космодром был открыт в 1969 г., его площадь составила 9,7 млн кв. м. Однако близость к океану стала причиной повышенной коррозии.

Публике представлена фотография двух 0,01-миллиметровых частиц, обнаруженных внутри контейнера японского космического зонда Hayabusa. На снимке отчетливо видны сами частицы на стенках контейнера и подведенная к ним подведена сверхтонкая игла диаметром в 0,001 мм. Помимо них, на крышке контейнера были обнаружены еще около десяти частиц диаметром около 1 мм, видимых невооруженным глазом. «Радует уже то, что контейнер оказался не пустым, а значит, есть вероятность, что частицы в нем — с астероида Итокава», — заявил руководитель проекта Сюнитиро Кавагути (Jun'ichiro Kawaguchi).

7 июля

Американский межпланетный зонд Cassini совершил очередной пролет близ спутника Сатурна Титана, пройдя на минимальном расстоянии в 125 км от его поверхности.

Отложен запуск нового спутника для мониторинга околоземного космического пространства SBSS (Space-Based Space Surveillance), который должен был стартовать с базы ВВС США Ванденберг. Причиной отсрочки стал сбой в программном обеспечении ракеты-носителя Minotaur-4. Новая дата старта пока не определена.

Южная Корея объявила, что первый корейский геостационарный метеоспутник успешно введен в эксплуатацию и работает штатно. В космос аппарат был запущен в июне с космодрома Куру во Французской Гвиане. Спутник весом 2460 кг предназначен для наблюдения за погодой в океане и мониторинга состояния воды. Его данные позволят получать максимально точную и актуальную информацию о перемещении водных масс, циклонах, температурах воды и воздуха, а также о широкой гамме изменений окружающей среды.

Украина и Япония намерены сотрудничать в создании наноспутника дистанционного зондирования Земли. Такая договоренность достигнута в ходе визита на Украину японской делегации. Подготовить соответствующее соглашение и подписать его на авиасалоне «Авиасвит-2010» в Киеве.

С ракетной станции Тамба специалистами Индийской организации космических исследований (ISRO) выполнен успешный пуск геофизической ракеты RH-200. Размещенная в головной части ракеты полезная нагрузка была подготовлена к полету студентами индийских университетов.

8 июля

Несмотря на то, что NASA отказалось от планов по возвращению на Луну, поклонники игр все-таки получат от космического агентства бесплатную видеоигру, где эти лунные планы реализуются. Онлайновая игра Moonbase Alpha позволяет игрокам объединяться в исследовательские команды в футуристических трехмерных поселениях на южном полюсе Луны. Им предстоит расширять обитаемые колонии, вести научные исследования — а в некоторых миссиях предусмотрены и ЧП, такие как падение на базу метеорита.

В Казахстане начинается строительство сборочно-испытательного комплекса по производству космических аппаратов. Согласно планам, уже через 2 года совместное с французским гигантом EADS Astrium предприятие должно приступить к изготовлению первого спутника дистанционного зондирования Земли. По словам одного из руководителей Казкосмоса, после не слишком удачного опыта сотрудничества с российскими космическими предприятиями (из 5-ти изготовленных Россией по заказу Казахстана телекоммуникационных спутников с 3-мя возникли проблемы) агентство решило искать сотрудничества с партнерами в Европе, которые, к тому же, готовы развивать в стране опытно-конструкторскую и производственно-технологическую базу.