Новый робот сможет инспектировать состояние линий электропередач, перемещаясь прямо по проводам. Первый прототип пройдет тестирование уже в этом месяце, а полевые испытания намечены на 2014 г.
Робот на проводах: К нам едет инспектор

Эндрю Филипс (Andrew Phillips) и его команда из Исследовательского института электроэнергетики уже завершают создание прототипа, который должен быть впервые испытан вне стен лаборатории уже в ближайшие недели.

Аппарат весом чуть более 60 кг и длиной около 180 см использует ролики для того, чтобы прикрепляться к проводам и двигаться вдоль них на многие километры. Для того, чтобы преодолевать опоры линий и столбы, он, как планируют авторы разработки, будет использовать специальные кабели, которыми те будут оснащаться.

Оснащенный видеокамерой высокого разрешения и набором дополнительных датчиков, робот сможет самостоятельно анализировать все полученные данные, сравнивать их с ранее имевшейся картинкой. Предполагается, что робот будет отслеживать выросшие в опасной близости деревья и другие потенциально опасные для линий электропередач изменения на местности — то есть, возьмет на себя работу, которая пока что требует полета целого вертолета с группой специалистов.

Кроме того, уже прототип сможет отслеживать некоторые неполадки на линии — например, перегрев оборудования или характерное «жужжание», которое может служить индикатором проблем. Наконец, он сможет снимать данные со стационарного оборудования, для чего пока что, опять же, приходится работать людям. «Еще рано говорить о цене такого робота, но мы уверены, что она будет ниже 500 тыс. долларов," - говорит Эндрю Филипс. Какой бы внушительной ни казалась, работа, которую аппарат возьмет на себя, сегодня обходится куда дороже.

Предполагается, что перемещаться робот будет со скоростью около 5 км/ч, используя не сами провода, передающие энергию, а расположенные выше защитные провода, которые защищают линию передач от ударов молний. В них энергия не подается, но за счет электромагнитной индукции в этих проводах тоже возникает электрический ток, «стимулированный» током по основному проводу. Эту энергию и предполагается использовать для работы аппарата. Кстати, этот же принцип предполагается использовать в будущем и для передачи электроэнергии вовсе без проводов — по крайней мере, в масштабах отдельно взятой квартиры (читайте: «Скажите «ци»!»). Для дополнительной подпитки на борту расположены и солнечные батареи.

По публикации MIT Technology Review