Велосипедный шлем однажды сам сможет сообщить вам, что его пора менять на новый. Причем сделает это в такой форме, что вам трудно будет отказаться.
Нос по ветру: Запах испорченного шлема

Защитные велосипедные шлемы служат одной основной цели — уберечь голову спортсмена. Но действительно хорошо сделать эту работу может только абсолютно неповрежденный шлем. Поэтому рекомендуется заменять его как можно чаще, но кому хочется выбрасывать «почти новый шлем»? Было бы неплохо знать наверняка, что это действительно необходимо.

Исследователи из Фраунгоферского института разработали технологию, позволяющую шлему самому «сообщать» владельцу о своей непригодности. Полимерный материалы, произведенные по этой технологии, начинают источать специфический запах, если получают даже незначительные трещины. Крупные трещины становятся причиной настоящей вони. Источником запаха служат ароматические масла, заключенные в микрокапсулы.

В отсутствие надежного способа выявления повреждений шлема, велосипедистам рекомендуется заменять его после каждого значительного удара. С одной стороны, это может привести к ненужным тратам, если шлем на самом деле остался невредим. А с другой, слишком «экономные» спортсмены могут использовать шлем с микротрещинами, не зная об их существовании — до следующего инцидента.

Микрокапсулы служат достаточно надежным индикатором того, когда полагаться на старый шлем становится небезопасно. Капсулы добавляются в полипропиленовую массу, которая методом литья под давлением преобразуется в необходимую форму, например, пластиковую оболочку шлема.

Слой меламино-формальдегидной смолы покрывает капсулы, герметично запечатывая их. Внутри каждой капсулы находится пористая сердцевина из оксида кремния, абсорбирующая ароматическое вещество. Такая конструкция, согласно проведенным испытаниям, обеспечивает наилучшие результаты.

Для определения нагрузки, при которой крошечные (от 1 до 50 мкм) капсулы будут разрушаться, исследователи провели тесты на приборе для определения твердости по методу Виккерса. Они рассчитали необходимое количество микрокапсул, используя методы численного моделирования на ЭВМ. Готовые детали шлема прошли испытания на изгиб и растяжение. Испытания считались успешно пройденными, только если целостность микрокапсул нарушалась ранее, чем деталь ломалась, и источаемый запах мог служить предупреждением об опасности.

Данная технология применима также и для других изделий, в которых присутствуют детали из полимерных материалов, поврежденность которых нелегко определить. И это не только велосипедные, мотоциклетные шлемы и строительные каски. Например, оснащенные подобным «детектором» шланги стиральной машины (доступ к которым для осмотра весьма затруднен), могут предупредить владельца машины о том, что они собираются протечь, специфическим запахом. Исследователи использовали велосипедный шлем лишь в качестве примера применения изготовленных по новой технологии полимеров.

По пресс-релизу Fraunhofer-Gesellschaft

О технологиях, применяемых при изготовлении спортивных шлемов, Популярная Механика также писала в статьях «Между головой и снегом» и «Шлем под кожей»