Новости космонавтики: 28 мая — 3 июня 2010 г.

«Руснавгеосеть» — первое совместное российско-американское предприятие в области спутниковой навигации – займется коммерциализацией ГЛОНАСС. Google и ИМБП РАН открыли веб-сайт проекта «Марс-500». С орбиты вернулся корабль «Союз» с 3-мя космонавтами на борту. Запущен американский спутник GPS нового поколения, способный отслеживать ядерные взрывы. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

28 мая

После многочисленных отсрочек с мыса Канаверал запущен новый навигационный спутник GPS 2F-1. Ракета-носитель Delta-4M+(4,2) с космическим аппаратом на борту стартовала в 07:00:00 московского времени. В 10:33 спутник отделился от последней ступени носителя.

Около 13:00 по московскому времени с ракетного полигона Уайт-Сэндс выполнен пуск геофизической ракеты Black Brant IX. Задачей полета на высоту до 325 км было изучение ультрафиолетового излучения звезд.

ОАО «Российские космические системы» и Trimble Navigation Group сообщили о создании первого в истории совместного русско-американского предприятия в области спутниковой навигации, ООО «Руснавгеосеть». Новая компания займется созданием инфраструктуры высокоточного позиционирования для гражданских потребителей в России и странах СНГ на базе системы ГЛОНАСС.

29 мая

На МКС в российском исследовательском модуле «Поиск» вышел из строя многофункциональный пульт аварийно-предупредительной сигнализации, сообщающий экипажу о возгорании, разгерметизации и других чрезвычайных происшествиях. Поломка обнаружена в ходе планового тестирования и не представляет опасности станции и экипажу. При необходимости, космонавты смогут использовать ближайший пульт сигнализации в служебном модуле «Звезда».

31 мая

Остается 2 недели до завершения миссии японского межпланетного зонда Hayabusa. Если в последний момент не произойдет каких-либо фатальных событий, то 13 июня в Австралии должна приземлиться возвращаемая капсула с образцами грунта астероида Итокава. Правда, у специалистов до сих пор нет уверенности, что космическому аппарату удалось «зачерпнуть» пыль с далекого небесного тела. Но будем надеяться на лучшее, тем более что времени для ответа на волнующий вопрос осталось не так уж и много.

Российские и украинские специалисты планируют улучшить энергетические характеристики ракеты-носителя «Зенит», что позволит увеличить с 3,6 до 4,5 т массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на геопереходную орбиту.

1 июня

Отдельная научно-испытательная станция-полигон «Кура», расположенная на Камчатке, выведена из состава Ракетных войск стратегического назначения и включена в состав Космических войск. По словам представителя Управления пресс-службы и информации Минобороны, «передача полигона "Кура" производится для обеспечения замкнутого цикла проведения испытаний объектов ракетно-космической техники».

Компания Google и ИМБП РАН представили сайт, посвященный проекту «Марс 500», который является имитацией пилотируемого полета на Красную Планету. На протяжении 520 суток все интересующиеся смогут получать информацию о том, что происходит внутри экспериментального комплекса, смогут узнать больше о самой планете, а также следить за развитием сюжета научно-фантастического онлайн-романа, авторами которого станут известные писатели-фантасты.

2 июня

В 04:04 по московскому времени космический корабль «Союз ТМА-17» отстыковался от МКС и направился к Земле. Спустя 1 час 20 минут спускаемый аппарат корабля с космонавтами Олегом Котовым, Тимоти Кримером (Timothy Creamer) и Соити Ногути (Soichi Noguchi) совершил мягкую посадку в 148 км юго-восточнее казахского города Джезказгана. Продолжительность полета космонавтов составила 163 дня 5 часов и 32 минуты.

В 05:59 с космодрома Плесецк выполнен пуск ракеты-носителя «Рокот» с японским экспериментальным спутником SERVIS-2 на борту. Спустя 5 минут космическая головная часть в составе разгонного блока «Бриз-КМ» и спутника успешно отделилась от ракеты-носителя. А в 7:36 SERVIS-2 отделился от разгонного блока «Бриз-КМ» и начал самостоятельный полет. Аппарат массой около 740 кг создан в рамках программы «Комплексная система проверки надежности в космической среде» (Space Environment Reliability Verifi cation Integrated System для проверки надежности технологий и COTS-элементов (готовых к использованию бортовых систем и аппаратуры, созданных на базе открытых технологий) в условиях космической среды.

Возвращаясь к недавнему запуску американского спутника GPS нового поколения, сообщается, что на его борту размещено не только оборудование популярного навигационного сервиса, но и детектор ядерных взрывов, произведенных в космосе или атмосфере.

В 19:53 с китайского космодрома Сичан запущена ракета-носитель Chang Zheng-3C с 4-м спутником BeiDou. В настоящее время Китай находится на 2-м этапе реализации программы по созданию собственной системы глобального позиционирования, который должен закончиться в 2012 г. с охватом всего Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2020-му она должна включить 5 геостационарных и 30 негеостационарных спутников с полным глобальным покрытием.

Выступая на Международном форуме по спутниковой навигации, глава Роскосмоса Анатолий Перминов обещал, что в 2011 г. будет завершен процесс создания цифровых навигационных карт для обеспечения работы системы ГЛОНАСС.

Владислав