Новости космонавтики: 21-27 мая 2010 г.

Японский зонд отправился к Венере. Sea Launch обещает возобновить космические запуски в будущем году. Исправлен сбой в памяти бортового компьютера зонда Voyager-2. Российские ученые просят вернуть в школы преподавание астрономии. Закончен последний в истории шаттл Atlantis. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

21 мая

В 01:58 с японского космодрома Танегасима выполнен успешный пуск ракеты-носителя Н-2А, на борту которого находились межпланетный зонд Akatsuki и экспериментальный аппарат Ikaros. Через 27 минут после запуска Akatsuki отделился от последней ступени носителя, спустя еще 18 минут отделился и аппарат Ikaros. Akatsuki предназначен для исследования Венеры, куда прибудет в декабре этого года. Оставаясь на эллиптической орбите, он изучит климат, атмосферу и поверхность планеты. Спутник Ikaros создан для отработки технологий «солнечного паруса» и оснащен тончайшей мембраной 14х14 м. В качестве попутного груза на околоземную орбиту доставлены малые исследовательские космические аппараты KSAT, Negai и Waseda-Sat 2.

Консорциум Sea Launch планирует возобновить коммерческие космические запуски с плавучей платформы в Тихом океане в 2011 г. Его руководство рассчитывает проводить ежегодно 4−5 стартов. Напомним, что летом 2009 г. консорциум объявил о банкротстве, из него вышла корпорация Boeing, а основным акционером стала специально созданная «дочка» РКК «Энергия» компания Energia Overseas Limited (EOL). 14 июня должен быть представлен план реорганизации Sea Launch и выхода его из банкротства.

Количество работающих в системе ГЛОНАСС спутников удалось довести до 21-го. В настоящее время в группировке номинально числятся 23 аппарата, 2 из которых числятся «в орбитальном резерве».

22 мая

В 02:01 с космодрома Куру во Французской Гвиане выполнен пуск ракеты-носителя Ariane-5, которая вывела на околоземную орбиту два телекоммуникационных спутника: Astra-3B, принадлежащий спутниковому оператору связи SES Astra, и COMSATBw-2 — для министерства обороны Германии.

Астронавты Майкл Гуд (Michael Good) и Гарретт Рисман (Garrett Reisman) совершили выход в открытый космос. Проработав за бортом МКС 6 часов 46 минут, они протянули аммиачный кабель между двумя фермами станции, заменили оставшиеся 2 аккумуляторные батареи на одной из секций американского сегмента, а также перенесли захватывающий узел робота-манипулятора из грузового отсека шаттла на МКС. Летом этот узел будет установлен на российском модуле «Заря».

Специалистам NASA удалось исправить ошибку в памяти компьютера космического аппарата Voyager-2. После перезагрузки он возобновит нормальную работу. Напомним, что в результате сбоя аппарат стал присылать собранные научные данные в неподдающейся дешифровке кодировке. Voyager-2 — один из самых далеких от Земли искусственных объектов, расстояние до него составляет 13,8 млрд км.

По техническим причинам вновь отложен пуск ракеты-носителя Delta-4 с навигационным спутником GPS 2F-1.

23 мая

В 19:22 корабль многоразового использования Atlantis, совершающий полет по программе STS-132, отстыковался от МКС и отправился в трехдневный автономный полет. Приземление шаттла запланировано на 26 мая.

24 мая

Вновь отложен запланированный на минувшую ночь пуск с мыса Канаверал ракеты-носителя Delta-4 с навигационным спутником GPS 2F-1 на борту. Новая дата старта — 25 мая.

Заместитель директора Государственного Астрономического Института имени Штенберга МГУ Евгений Шеффер сообщил, что представители научного сообщества обратились к Минобрнауки РФ с просьбой вернуть в школьную программу предмет «Астрономия».

Представитель РКК «Энергия» рассказал журналистам, что в 2012 г. российские космонавты совершат рекордное за последнее время количество выходов в открытый космос, которые будут посвящены дооснащению оборудованием нового многофункционального лабораторного модуля МКС «Наука». Он сообщил: «В ходе 4-х выходов в открытый космос россияне обеспечат перенос грузов дооснащения с модуля "Рассвет", доставленного на станцию шаттлом Atlantis, на новый модуль "Наука", запуск которого намечается в середине 2012 г.»

25 мая

Официально объявлено о гибели марсианского зонда NASA Phoenix: аппарат не пережил местную зиму. Кроме того, новые снимки, переданные с орбиты Марса спутником MRO, показывают, что на нем имеются и серьезные повреждения. По мнению ученых, солнечные батареи аппарата могли быть разрушены массой льда.

Сообщается, что запланированное США полное обновление системы GPS потребует в течение 10-летнего срока замены всех 24-х нынешних спутников, работающих в ней. На это потребуется финансирование в размере 8 млрд долларов. Первый новый спутник GPS должен стартовать уже 25 мая, всего же их станет 30. Система станет более точной и производительной.

26 мая

Во Флориде успешно прошла посадка шаттла Atlantis с шестеркой астронавтов на борту. Начиная с 1985 г. это был 32-й полет челнока — и последний: теперь он подлежит списанию. За 12 дней этой миссии члены экипажа Atlantis совершили 3 выхода в открытый космос, укрепив на корпусе МКС 6 новых батарей и роботизированный манипулятор. Кроме того, на станцию был доставлен новый российский модуль «Рассвет».

«Новости космонавтики»