Новости космонавтики: 16-22 апреля 2010 г.

Обсерватория «Коронас-Фотон» потеряна безвозвратно. В состав экипажа МКС впервые войдет человекоподобный робот. Индийская ракета потерпела аварию на старте; российская вывела на орбиту военный спутник. Исландский вулкан на работу систем навигации не повлияет. Phoenix Mars Lander не пережил марсианскую зиму. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

16 апреля

В 19:00 по московскому времени ракета-носитель «Союз-У» с военным спутником серии «Космос» стартовала с космодрома Плесецк. По словам представителя Космических войск РФ подполковника Алексея Золотухина, «целью запуска является наращивание российской орбитальной группировки военного назначения».

Астронавты, работающие на МКС, работали с грузовым модулем Leonardo: с помощью манипулятора Canadarm они открепили его от поверхности станции и переместили на пристыкованный к ней шаттл, чтобы вернуть на Землю. Этот модуль, заполненный необходимым для жизни и работы на станции грузом, члены экипажа Discovery привезли с собой. В течение миссии в модуль перенесли мусор, старое оборудование и запчасти, которые надо будет отвезти на Землю.

Накануне с космодрома Шрихарикота стартовала индийская ракета-носитель GSLV с первым индийским криогенным разгонным блоком (ранее на этих ракетах применялись российские разгонные блоки «12 КРБ»). Однако после достижения около 60 км высоты она потерпела аварию. Потерян находившийся на борту спутник.

NASA сообщила о намерении впервые включить в состав экипажа шаттла Discovery, запуск которого запланирован на сентябрь, человекоподобного робота. Предназначенный для работы в космосе Robonaut 2 (R2) станет постоянным жителем МКС. Работа его будет ограничена операциями в лаборатории Destiny американского сегмента станции. Впоследствии планируется внести усовершенствования и модифицировать модель для работы в открытом космосе. Пока же на борту МКС инженеры будут контролировать поведение R2 в условиях невесомости.

17 апреля

Корабль многоразового использования Discovery отстыковался от МКС и ушел в автономный полет. Посадка запланирована на 19-е число.

18 апреля

На Байконуре продолжается подготовка предстоящих космических пусков. Проводится подготовка стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-У», которая 28 апреля должна отправить к МКС грузовой корабль «Прогресс М-05М». Параллельно идут работы с носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М», запуск которых с американским телекоммуникационным спутником АМС-4Р назначен на 24 апреля. Кроме того, на космодроме ожидают прибытия из РКК «Энергия» железнодорожного состава с пилотируемым кораблем «Союз ТМА-19». Старт его с экипажем к МКС запланирован на 16 июня.

Выступая перед журналистами, глава Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Владимир Кузнецов сказал, что выбросы пепла от извергающегося на юге Исландии вулкана не повлияют на распространение радиоволн и работу спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.

19 апреля

В NASA официально объявили о потере контроля над аппаратом Phoenix Mars Lander, который успел проработать на поверхности Красной планеты около 5 месяцев, после чего свернул научную программу в связи с наступлением местной зимы. Пережить ее он так и не смог.

Надежды на возвращение к жизни солнечной орбитальной обсерватории «Коронас-Фотон» не оправдались: 13-дневное пребывание на бестеневых орбитах не восстановило систему энергоснабжения, и его можно считать потерянным. Напомним, что неполадки на единственном российским научном спутнике начались осенью 2009 г. По мнению ученых, они связаны с недостаточным ресурсом бортовых аккумуляторов.

Из-за неблагоприятных условий на мысе Канаверал полет шаттла Discovery был продлен на один виток, а затем отложен на сутки, до 20-го апреля.

Представитель ЦУПа сообщил, что генератор кислорода «Электрон-ВМ» на российском сегменте МКС снова заработал. Напомним, что генератор вышел из строя 14 апреля; впоследствии неполадки были обнаружены не в самом генераторе, который, кстати, уже втрое переработал свой первоначальный ресурс, а в одном из телеметрических блоков.

20 апреля

В 17:09 по московскому времени во Флориде совершил посадку шаттл Discovery с экипажем.

21 апреля

Сообщается об организации в Мексике собственного национального космического агентства AEXA (Agencia Espacial Mexicana). Среди важнейших задач, поставленных перед ним — постройка стартового комплекса на полуострове Юкатан.