Успешно закончено трехмесячное испытательное плавание подводного робота Solo-TREC. Скоро такие аппараты смогут бороздить океанские просторы, не требуя ни внимания, ни подзарядки.
Редакция ПМ

Ни для кого не секрет, что большая часть поверхности Земли покрыта водой. Но вода эта скрывает секретов — целый океан. «Об океане сегодня мы знаем меньше, чем о поверхностях некоторых соседних планет, — считает один из разработчиков Solo-TREC Йу Чао (Yi Chao). — Новые технологии получения энергии непосредственно из океана дают надежду на то, что скоро мы сможем совершить настоящий исследовательский прорыв в этой области».

Для питания новейший Solo-TREC использует термальную энергию, заряжаясь от естественной разницы температур морской воды на разной глубине. Пока что это испытан лишь демонстрационный прототип, на котором отрабатывалась технология — но успех позволяет уверенно говорить, что вскоре навигацией, исследованиями и мониторингом мирового океана и климата займутся целые флотилии автономных субмарин. Надеемся, что военные не наложат руку на этот изначально чисто гражданский проект.

«Люди давно мечтают о машинах, которые вырабатывали бы больше энергии, чем сами тратили, и тем самым могли бы двигаться, в общем-то, бесконечно», — не скрывает своей радости Джек Джонс (Jack Jones), глава группы инженеров, создавших Solo-TREC. Это, конечно, совсем не вечный двигатель, ведь аппарат получает энергию извне, но результат почти тот же: он позволяет вести непрерывный и длительный — пока длится срок службы аппарата — мониторинг и исследования океана.

Постоянно меняя глубину погружения, оказываясь то в прогретых поверхностных слоях, то на холодной глубине, Solo-TREC, как трудолюбивый крестьянин, «собирает» энергию этого температурного градиента. Идея проста — и совершенно гениальна.

Ключевым моментом авторы робота называют выбор гелеподобного вещества, «материала с обратимыми фазами», которым заполнены 10 цилиндров. Особенность его состоит в том, что при более высокой температуре у поверхности океана материал этот находится в жидкой фазе и, как следствие, расширяется. И наоборот, в более глубоких и холодных водах он затвердевает и сжимается.

Это изменение объема создает периодически изменяющееся давление, которое передается на емкости, заполненные маслом — начало гидравлического привода, который раскручивает вал, вращение которого, в свою очередь, и приводит в движение гребные винты, и используется для подзарядки бортовых аккумуляторов. Энергия эта, кстати, используется не только для питания бортовой аппаратуры, но и для накачивания или откачки воды. Насос изменяет плавучесть аппарата, обеспечивая возможность вертикального всплытия и погружения, по аналогу с тем, как это реализовано в подводных лодках.

Итак, трехмесячные «полевые» испытания прошли в Тихом океане неподалеку от Гавайских островов. За это время Solo-TREC совершил более 300 длительных «нырков» от поверхности до глубины около 500 м. Подзаряжающее устройство произвело 6,1 кДж энергии за каждое погружение-всплытие, чего оказалось полностью достаточно и для самого плавания, и для питания имевшейся на борту научной аппаратуры, систем GPS-навигации, связи, а также описанной выше системы для движения в вертикальной плоскости.

Читайте также о радостных перспективах производства мини-субмарин. С ними подводный мир превратится не только в поле для интенсивных исследований, но и в популярное туристическое направление. Возможно, через сколько-то лет на окнах турагентств можно будет встретить объявления вроде «Горящие путевки: Хребет Ломоносова. Погружение 2 дня, 3 звезды». Словом, читайте: «Век карманных субмарин».

По пресс-релизу NASA JPL

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.