Новости космонавтики: 10-15 апреля 2010 г.

С Байконура запущен европейский научный спутник. Россия намерена «поддерживать и наращивать» орбитальную группировку военного и двойного назначения. На МКС проведена замена бака с аммиаком, а на российском сегменте отказала система получения кислорода (опасности для жизни космонавтов нет). Срок аренды Байконура продлевается до 2050 г. Бразилия хочет производить приемники ГЛОНАСС. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

9 апреля

В 17:57 по московскому времени с космодрома Байконур успешно выполнен пуск ракеты-носителя «Днепр» с европейским научно-исследовательским спутником CryoSat-2 на борту. Примерно через 15 минут космический аппарат отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту. Спутник CryoSat-2 позволит вести мониторинг изменения толщины и площади ледового покрова Антарктиды, Гренландии, Исландии, высокоширотных океанских зон и высокогорья.

Астронавты шаттла Discovery Клейтон Андерсон (Clayton Anderson) и Рик Мастраччо (Rick Mastracchio) начали первый из трех запланированных в ходе текущей экспедиции к МКС выходов в открытый космос. За бортом станции они проработали почти 6,5 часов, начав работы по замене бака с аммиаком. Кроме того, астронавты сняли образцы материалов, которые экспонировались в условиях открытого космоса на японском моделе Kibo и заменили гироскоп навигационной системы на ферме S0.

Парламент Казахстана ратифицировал соглашение с Россией, согласно которому аренда космодрома Байконур продлена до 2050 г. Договор передан на утверждение президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Вместе с тем, общаясь с прессой, глава Казкосмоса Талгат Мусабаев предрек космодрому Байконур исчерпание ресурсов уже к 2022 г.

10 апреля

Командующий Космическими войсками РФ генерал-майор Олег Остапенко сообщил, что в ближайшей перспективе его ведомство намерено поддерживать и наращивать орбитальную группировку военного и двойного назначения. Он, в частности, сказал: «Новые разработки космических аппаратов на выходе, носители для этого есть». С другой стороны, командующий отметил, что Россия не планирует разворачивать в космосе какие-либо системы оружия.

В NASA принято решение на один день продлить продолжающийся полет космического корабля Discovery. Это сделано в связи с необходимостью провести обследование внешней обшивки корабля и передать данные на Землю.

Пуск ракеты-носителя Ariane-5 с двумя телекоммуникационными спутниками на борту отложен из-за поломки в системе герметизации. О новой дате старта пока не сообщается.

11 апреля

Рик Мастраккио и Клейтон Андерсон провели второй из трех запланированных выходов в открытый космос. Продолжительность работы составила 7,5 часов. За это время астронавты завершили замену бака с аммиаком для системы охлаждения МКС. Старый бак временно закреплен на поверхности станции, в ходе следующего выхода в космос его планируется поместить в грузовой отсеке шаттла.

Со ссылкой на посла Бразилии в России Карлоса Антонио да Роча Параноса сообщается о заинтересованности страны в совместном производстве приемных устройств ГЛОНАСС/GPS. Говорится, что «для России подобное сотрудничество могло бы принести дополнительные преимущества в виде новых рынков сбыта и увеличения числа потенциальных пользователей системы ГЛОНАСС».

12 апреля. День космонавтики

Студенты немецкого Института космического образования стали победителями традиционной «гонки лунных тележек» Great Moonbuggy Race, ежегодно проводимой в США под эгидой NASA. Пилотируемый Стефаном Мартини (Stefan Martini) и Стефанией Флетчер (Stephanie Fleischer) аппарат преодолел стандартную дистанцию по пересеченной местности за 3 минуты 37 секунд. Всего в соревнованиях участвовали более 70 команд из 12 штатов США, а также Германии, Индии, Канады и Румынии.

Со ссылкой на главу Роскосмоса Анатолия Перминова СМИ сообщают, что первый старт с космодрома Восточный состоится в 2015 г. По словам Перминова, строительство инфраструктурных объектов нового космодрома планируется начать в 2011 г., еще через год стартует строительство объектов космической инфраструктуры. Возведение всех основных объектов космодрома планируется завершить к 2018 г. Кроме того, Перминов заявил о переносе первого пуска ракеты «Ангара» из-за проблем с финансированием. По его словам, первый запуск ракеты состоится в 2012 г. На данный момент готовность ракеты к летным испытаниям составляет 80%.

13 апреля

Китай заявил о продолжении собственной программы освоения Луны. Так, осенью этого года должен быть запущен лунный аппарат Chang’e-2, а в 2013 г. планируется старт посадочного зонда. Ему предстоит собрать и доставить на Землю образцы лунного грунта. Кроме того, руководитель китайской лунной программы заявил, что «хотя сейчас наши основные силы сконцентрированы на разработке беспилотных аппаратов, мы постоянно думаем об изучении других планет и создании пилотируемых миссий».

Сообщается, что в Бремене подписан контракт между ESA и совместным российско-германским предприятием «Еврокот» (российский участник СП — ГКНПЦ имени Хруничева). По контракту, СП на легких ракетах-носителях «Рокот» осуществит вывод на орбиту европейских космических аппаратов — 3 спутника в первый старт и еще 1 — во второй.

Американские астронавты Ричард Мастраккио и Клейтон Андерсон совершили третий и последний в рамках миссии STS-131 выход в открытый космос. Проведя за бортом МКС 6 часов 24 минуты, астронавты переместили в грузовой отсек челнока старый бак с аммиаком, использовавшийся в течение почти что 8-ми лет.

14 апреля

Американская компания GeoEye рассматривает возможность заказа у российского НПП ВНИИЭМ спутника дистанционного зондирования Земли среднего разрешения. Кроме того, на прошедших в Москве переговоров обсуждалось совместное использование аппаратов российской («Канопус-В», «БелКА», «Метеор») и американской (GeoEye) группировок ДЗЗ.

Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов пообещал постепенное наращивание государственных расходов на космос. Он же сообщил, что система ГЛОНАСС до конца нынешнего года будет покрывать 100% земной поверхности. «У нас сейчас на орбите 23 космических аппарата системы ГЛОНАСС, из них 21 работает по назначению. В этом году ожидается пуск шести или семи аппаратов. Причем, один из них — первый, будет так называемый "Глонасс-К", аппарат нового поколения, рассчитанный на работу на орбите в течение 10 лет. То есть, к концу 2010 г. наша космическая группировка будет в состоянии на 100% покрывать все земное пространство», — заявил он в интервью.

Сообщается о сбое в системе получения кислорода «Электрон-ВМ», установленной на российском сегменте МКС: «Система в настоящее время отключена. Поиск и устранение неисправности пока не увенчались успехом. Подмосковный ЦУП и РКК "Энергия" взвешивают варианты ремонта кислородного генератора или замены его на новый». При этом отказ системы не несет угрозы жизни космонавтов на МКС.

Космический корабль Orion, который разрабатывался в рамках американской программы Constellation, отмененной в 2010 г., все же будет построен. Об этом прессе сообщил анонимный источник в администрации президента США Барака Обамы. По его словам, корабль будет использоваться в качестве спасательного средства для экстренной эвакуации астронавтов с МКС. В настоящее время для этого приспособлены лишь российские космические корабли «Союз».

15 апреля

Глава Индийской организации космических исследований (ISRO) К Радхакришнан (K Radhakrishnan) заявил, что к 2017 г. Индия отправит в космос двух космонавтов на борту космического корабля собственного производства. По его словам, летные испытания корабля в беспилотном варианте начнутся уже через 4 года одновременно с отработкой модифицированного варианта ракеты-носителя GSLV, с помощью которой и будет выполнен запуск.

129 уникальных лотов, имеющих отношение к лунной программе NASA, были выставлены на продажу на аукционе в Нью-Йорке. В частности, страницу из плана первого полета астронавтов с посадкой на Луну на корабле Apollo 11 продали за 152 тыс. долларов. А за 85,4 тыс. ушла эмблема со скафандра астронавта Майкла Коллинза, который был в числе членов экипажа, первым высадившегося на Луне. Наконец, за 46 тыс. продана инструкция с перечнем действий астронавтов при аварийной ситуации.