Японские разработчики предложили строгим работодателям использовать мобильные телефоны для слежки за сотрудниками. Кто опоздал? Кто проводит часы в «курилке»? Кто недостаточно расторопен? Все под контролем.
Предательский телефон: Высоко сижу - далеко гляжу
Кадр из старого культового рекламного ролика Apple. 1984

Телекоммуникационная корпорация KDDI — один из гигантов японской экономики, активно занимается и разработкой собственных технологий и продуктов. Среди них есть масса полезных и интересных, но всеобщее внимание недавно привлекло довольно неприятное решение, позволяющее использовать акселерометры, встроенные во множество современных мобильных телефонов и смартфонов, для слежки за нерадивыми сотрудниками.

Стоит сказать, что имеющиеся на настоящий день решения позволяют с помощью встроенного в мобильное устройство акселерометра различать лишь повторяющиеся движения — такие, как ходьба или бег. Программа же, разработанная в KDDI, способна на куда большее. При этом само устройство не выполняет никакого анализа, оно лишь передает информацию с акселерометра на сервер, где и установлено специализированное ПО, сравнивающее паттерны полученных данных с данными, хранящимися в базе. По результатам тестирования, оно способно указать, что в настоящий момент тот или иной сотрудник, скажем, моет руки, подметает пол или вытряхивает корзину с мусором.

Представитель Международного университета Японии (IUJ) Филипп Сагай (Philip Sugai) комментирует: «Технически это очень важная инновация. Она может стать незаменимой в телемедицине и везде, где необходима информация о передвижении человека, а непосредственное наблюдение за ним невозможно. Но она же может иметь самые печальные последствия при использовании для слежки за «нерадивыми» сотрудниками».

Но целью разработки, все-таки, официально называется «стимулирование работников к большей эффективности и предоставление менеджерам простого инструмента для оценки производительности труда». По словам одного из руководителей KDDI Хироюки Йокоямы (Hiroyuki Yokoyama), «технология делает возможным централизованный мониторинг работы сотрудников, занятых вне офиса, в различных точках… и сейчас мы уже находимся на том этапе, что можем предложить клиентам реальную возможность непосредственно отслеживать и оценивать поведение своих сотрудников». Он сказал также, что KDDI уже ведет переговоры с крупным японским агентством занятости, которое специализируется на трудоустройстве работников в области клининга и охраны.

«Разумеется, — добавляет Йокояма, — имеются некоторые трудности в плане защиты частной жизни, так что при использовании нашей системы работодатель должен будет обязательно информировать об этом работников и получить его согласие. (…) Но мы предлагаем посмотреть на наше решение другим образом, не как на всевидящего Большого Брата, а как на заботливую мать, следящую за своими детьми».

Это, конечно, довольно неожиданный взгляд на вещи. Но он наверняка понравится тем исключительно строгим работодателям, которые изыскивают самые удивительные средства повышения производительности труда — от штрафов за каждую минуту опоздания до отключения доступа на веб-сайты, не связанные с непосредственными задачами сотрудника.

Впрочем, в стремительно наступающей на нас антиутопии к слежке придется, видимо, привыкнуть. Следить за нами будут все — и государство, и компании, и даже рекламодатели. О подобных технологиях мы писали в заметке «Слежка ради рекламы».

По публикации BBC News