Как ученые опровергли популярный миф о том, что акулы никогда не спят: результаты исследования

Акулам необходимо постоянно двигаться, чтобы дышать. Поэтому считается, что они никогда не спят. Действительно ли это так? Исследователи нашли ответ.
CC BY-NC

Исследователи пронаблюдали за поведением кошачьеголовых акул и обнаружили у них физиологические доказательства сна

В исследовании, опубликованном в журнале Biology Letters, ученые решили пронаблюдать за поведением новозеландской кошачьеголовой акулой (Cephaloscyllium isabellum). Они хотели определить метаболические признаки сна и проследить за такими показателями сна, как закрытие глаз и изменение положения тела (лежачее положение). Исследователи наблюдали за акулами во время сна, а также во время отдыха и активного плавания в течение 24 часов.

В результате ученым удалось выявить фазы сна у кошачьеголовой акулы, которые были связаны с более низкой скоростью метаболизма и неподвижной/горизонтальной позой.

Закрывают ли акулы глаза во время сна?

Согласно наблюдениям ученых, спящие акулы чаще всего закрывали глаза во время светлого времени суток. Это, вероятно, связано не с самим состоянием сна (то есть они не предпочитают спать с закрытыми глазами, как другие животные), а с внешними факторами, такими как наличие света.

А что насчет других акул?

Лабораторные эксперименты, проведенные еще в 1970-х годах, показали, что собачьи акулы могут одновременно двигаться и спать. Для этого они «отключают» головной мозг, позволяя спинному мозгу управлять движениями тела.

Авторы нового исследования планируют в ближайшем будущем проследить и за другими акулами. Например, за тигровыми акулами и акулами мако.

Кстати, подробнее о том, как спят акулы (и спят ли?) можно узнать в нашем материале.