NASA вскрыло образцы с Луны, которым 50 лет

50 лет назад астронавты NASA собрали с поверхности Луны образцы породы, которые были закрыты в 35-сантиметровые трубки. Одну из емкостей запечатали в вакууме, а другую поместили в обычный контейнер. Но обе были возвращены на Землю.
NASA вскрыло образцы с Луны, которым 50 лет
Robert Markowitz/NASA-Johnson Space Center

Почему агентство так долго не открывало эти образцы?

Спустя десятилетия ученые готовятся открыть первую трубу, которая оставалась плотно закрытой все эти годы с момента миссии «Аполлон-17» в 1972 году. Почему же они ждали так долго? Ответ прост — они хотели воспользоваться преимуществами технологий будущего, то есть нашего настоящего.

«Агентство знало, что наука и технологии будут развиваться и позволят ученым изучать материал новыми способами для решения новых вопросов в будущем», — говорит Лори Глейз из NASA, директор отдела планетарных наук.

Незапечатанная трубка из этой миссии была открыта в 2019 году. Слои лунного грунта были сохранены, и образец дал исследователям представление о таких вещах, как оползни в безвоздушных местах.

Однако образец, который был запечатан в вакууме, может содержать газ. Внутри контейнера могут быть летучие вещества, которые испаряются при нормальных температурах (например, водяной лед и углекислый газ).

Что ученые надеются обнаружить?

Что ученые надеются обнаружить в образцах Луны
James Blair/NASA

Ожидается, что количество газов в образце будет очень низким, поэтому ученые используют специальное устройство (и даже не одно!). Например, Европейское космическое агентство (ESA) разработало инструмент для прокалывания образца и улавливания газов по мере их выхода, которое было названо «консервным ножом Аполлона».

Если в образце есть газы, ученые смогут использовать современную технологию масс-спектрометрии для их идентификации.

«Каждый анализируемый газовый компонент может помочь рассказать другую часть истории о происхождении и эволюции летучих веществ на Луне и в ранней Солнечной системе», — объяснила Франческа Макдональд, возглавляющая проект в ESA.