Феномен «парейдолии» имеет неожиданную предвзятость: люди чаще видят мужские лица в неодушевленных предметах

Иногда человек видит лицо там, где его нет – например в розетке или в фасаде дома. Это явление называется парейдолической иллюзией, или парейдолией. Оно распространено не только среди людей, но и даже среди шимпанзе. И оказывается, что большинство людей видят несуществующие лица мужскими, а не женскими.
Феномен «парейдолии» имеет неожиданную предвзятость: люди чаще видят мужские лица в неодушевленных предметах
Unsplash

Парейдолия – зрительная иллюзия, при которой человек видит иллюзорные лица в реальных объектах

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые выяснили, что парейдолия вызывает иллюзию не просто лица: люди также применяют к ним возраст, эмоциональное выражение и пол.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое интересное в том, что несуществующие лица должны обладать дополнительными «женскими» деталями, чтобы восприниматься как женские. Но «по умолчанию» они почти всегда мужские.

В исследовании приняло участие более 3800 взрослых американцев, которых просили описать иллюзорные лица, сформированные на реальных предметах. Результаты показали, что люди значительно чаще считали неодушевленный предмет с иллюзорным лицом мужчиной, а не женщиной. Люди также чаще видели в этих объектах лица молодые и счастливые, а не старые и угрюмые.

«Масштаб гендерной разницы был существенным: 90 процентов изображений иллюзорных лиц в среднем считались мужскими, и только 9 процентов изображений считались женскими», – пишут исследователи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи решили выяснить, чем вызвана эта гендерная предвзятость, и провели ряд экспериментов, используя различные цвета («мужские» и «женские») и предметы, которые обычно связаны с мужчинами или женщинами. Однако они не обнаружили различий. К примеру, в розовых предметах с иллюзорным лицом люди все еще чаще видели мужские черты.

Jessica Taubert
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи пришли к выводу, что гендерная предвзятость указывает на врожденный или приобретенный способ обработки изображений, при котором люди применяют мужской пол к чему-либо, отдаленно напоминающему лицо (то есть используют мужской пол «по умолчанию»).

«Одно из возможных объяснений заключается в том, что это связано с концептуальным или лингвистическим происхождением, поскольку мужчина является гендером по умолчанию в социальной коммуникации. Таким образом, восприятие иллюзорного лица в объекте вызывает понятие "человек", которое, в свою очередь, вызывает понятие "мужской", если дополнительная информация не предполагает иного», – заключают исследователи.